1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пути развития ЕАЭС. Особенности постсоветских интеграционных процессов

eaesОпыт более чем 15-летней интеграционной деятельности на постсоветском пространстве демонстрирует пока еще вязкость процесса, что в значительной мере определяется слабовыраженным рыночным характером этого процесса, чрезмерной ориентацией на развитие межгосударственных связей. При этом оперативные задачи операционных связей между производителями, торговыми объединениями, предпринимательскими структурами часто решаются не самими хозяйственными субъектами рынка, а различными министерствами и ведомствами. Реальная интеграция национальных хозяйств может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций стран – участниц ЕАЭС, чему, безусловно, будет способствовать формирование общего рынка. Стремление к такому взаимодействию предпринимательских структур сегодня наблюдается как в России, так и ряде других государств ЕАЭС, в том числе и членов ВТО.

В условиях усиления международной конкуренции все очевидней становится для всего постсоветского пространства необходимость повышения конкурентоспособности продукции национальных производителей. Это относится в целом к продвижению их продукции как на мировом рынке, так и внутреннем рынке ЕАЭС. В современном высококонкурентном мире элементы общности, связывающие государства евразийского пространства – весьма ценное преимущество. Сложение природных, технологических, интеллектуальных и трудовых ресурсов, производственная кооперация, совместное использование транспортных коммуникаций, объединение рынков может помочь Содружеству успешнее решать задачи адаптации и занять достойное место в глобальной экономической и политической системе.

Геоэкономические особенности стран – бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают ЕАЭС возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономическом пространстве. Организационно-правовое оформление экономического объединения государств – участников ЕАЭС полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках евразийского пространства, в том числе уже оформленного Таможенного союза. Это свидетельствует о значительном потенциале государств – членов ЕАЭС в развитии базовых экономических показателей.

Кроме того, повышенное внимание в рамках ЕАЭС традиционно уделяет гуманитарному сотрудничеству, совместным усилиям по борьбе с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом, другими современными вызовами и угрозами. Работа по всем этим направлениям осуществляется на основе соответствующих планов средне- и долгосрочного характера.

Указанные задачи нашли отражение в приоритетах деятельности, в том числе и ОДКБ. В частности, имеется в виду развернувшееся практическое взаимодействие по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса, создание Антикризисного фонда, Центра высоких технологий ЕврАзЭС и Международного инновационного центра нанотехнологий ЕАЭС на базе Объединенного института ядерных исследований, формирование Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Россия в этой работе играет ключевую роль, в том числе в качестве крупнейшего донора.

Какими в дальнейшем видятся перспективы направления интеграционного сотрудничества стран – членов ЕАЭС:

1. Необходимость либерализации торговли услугами. Задача более чем сложная, поскольку затрагивает сферу внутреннего регулирования отдельных стран Содружества.

Формирование многостороннего единого механизма свободной торговли услугами в настоящее время нецелесообразно, поскольку общее соглашение потребует большого количества изъятий, согласования чувствительных уступок и, конечно, станет источником возросшего числа конфликтов и противоречий. Это, безусловно, снизит ценность самого механизма, что нежелательно.

Торговлю в рамках ЕАЭС целесообразно регулировать в формате двусторонних механизмов, в который будут включены отдельные рынки отдельных стран, представляющие взаимный интерес для всех государств ЕАЭС.

2. Второе интеграционное направление развития ЕАЭС – это законодательное обеспечение миграционных потоков рабочей силы, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества стран евразийского пространства.

Предполагаемые соглашения по регулированию трудовой миграции должны стимулировать дополнительный приток квалифицированных специалистов и рабочей силы в национальные экономики государств Содружества и включить правовой формат в миграционные потоки на евразийском пространстве с учетом реальных потребностей внутреннего рынка труда ЕАЭС, повысить социальную защищенность трудящихся-мигрантов в сфере труда, медицинского и пенсионного обеспечения. Для развития интеграционных процессов в области миграции и рынка труда в ЕАЭС необходимо ускорить работу по модернизации существующей законодательной базы, которая должна отвечать партнерским интересам взаимодействующих сторон и быть направлена на расширение легитимного пространства для миграции и трудовой деятельности и введение дополнительных каналов натурализации мигрантов.

Наряду с совершенствованием законодательной и правоприменительной основы в сфере регулирования трудовой миграции требуется развитие соответствующей инфраструктуры на базе сотрудничества государственных, частных и общественных организаций евразийского пространства.

В валютно-финансовой сфере многостороннее сотрудничество должно быть ориентировано на взаимную либерализацию финансовых рынков, унификацию валютного законодательства, расширение использования мультивалюты в торговле между странами ЕАЭС, а также создание системы коллективных платежно-расчетных механизмов (валюта коллективного действия). Важным шагом на пути создания правовой основы для углубления взаимодействия государств ЕАЭС в валютно-финансовой сфере стало подписание 18 октября 2011 года Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля.

На определенном этапе возможно введение и использование валюты коллективного пользования, способной выполнять функции меры стоимости, средства платежа и средства накопления на евразийском пространстве. Валюта коллективного пользования позволила бы избежать нестабильности в отношениях между странами, порождаемой использованием множества валют, что осложняет торговые связи, а финансовый сектор не может предложить реальной системы страхования валютных рисков. Практическое введение валюты коллективного пользования тесно связано с решением задачи повышения роли национальных валют ЕАЭС во внутрирегиональных расчетах.

Валюта коллективного пользования в перспективе может стать как международным платежным средством, так и резервной валютой. Преимущества такой валюты могут проявляться в ее способности защищать платежный оборот от возможных негативных явлений в национальных валютных системах интегрирующихся стран в случае нарушения макроэкономической стабильности, а также кризисных тенденций, возникающих в мировой валютной системе. При этом национальные валюты могут использоваться во взаиморасчетах наряду с валютой коллективного пользования.

Важное направление сотрудничества – осуществление мер по сближению инфраструктуры и принципов функционирования фондовых рынков стран ЕАЭС на основе создания международного и региональных финансовых центров евразийского пространства, постепенного снятия барьеров для взаимного допуска эмитентов на внутренний рынок, гармонизации законодательства и регулирующих норм в соответствующем сегменте.

Главная задача в сфере регулирования инвестиционного обмена – создание межгосударственной законодательной базы, обеспечивающей достаточный уровень гарантий и стимулов для активизации трансграничной инвестиционной деятельности в ЕАЭС. Для этого требуется отрегулировать вопросы поощрения и взаимной защиты инвестиций на евразийском пространстве, а также создать эффективный механизм разрешения споров между региональными инвесторами и принимающими инвестиции государствами ЕАЭС, который обеспечит адекватный рискам инструментарий цивилизованного урегулирования возникающих проблем.

3. Третье интегративное направление развития стран ЕАЭС – это формирование общей энергетической, транспортной и аграрной стратегий, реализация которых потребует принципиально иных подходов к энергетике, транспортной и аграрной сферам.

К настоящему времени конкретизируются задачи ЕАЭС на указанных приоритетных направлениях. Определены этапы формирования общего электроэнергетического рынка государств – участников ЕАЭС, одобрена Рамочная программа по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии, в качестве инструмента согласования энергетической политики разработан прогноз производства и потребления энергоресурсов на период до 2020 года, реализуется проект создания Межгосударственного центра ЕАЭС по разработке энергосберегающих технологий.

В связи с тем, что транспортные коридоры были сформированы на основе общих правил и стандартов в период существования СССР и они же являются основными межгосударственными транспортными артериями, важно обеспечить условия их беспрепятственного использования, адаптировать транспортные сети и пограничные пункты пропуска к требованиям увеличения скорости движения товарных потоков и пассажиров между странами ЕАЭС, повышения надежности и безопасности транспортной инфраструктуры, что будет способствовать пространственной консолидации евразийского пространства. Среди других задач, требующих последовательного выполнения, – выравнивание тарифов на межгосударственные перевозки и создание единой системы тарификации транзитных перевозок железнодорожным транспортом, гармонизация регулирования в сфере автомобильных и авиационных перевозок.

Наиболее чувствительной сферой для стран ЕАЭС будет оставаться аграрная. В том числе и потому, что основные потоки сельхозпродуктов и продовольствия имеют внутрирегиональный характер. В этой сфере взаимодействие должно носить инфраструктурно-технологический характер, предполагающий совместное развитие инфраструктуры продовольственного рынка (строительство хладохранилищ, оптовых рынков, терминалов и др.), объединение национальных товаропроводящих сетей, формирование сводного баланса ресурсов и использование основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирование системы регулярных межбиржевых торгов, развитие электронной коммерции.

Руслан Шафиев, доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
(Независимая газета, 08.12.2015)