1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Интеграционное сотрудничество как путь технического перевооружения стран постсоветского пространства

inovatsiiК началу XXI века странам СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, а также формирование и сохранение общего экономического пространства. В большинстве исследований в области инновационного развития справедливо указывается на значительное отставание государств – участников СНГ от общемировых тенденций. Так, если определять положение государств в вопросах инновационной активности, взяв за показатель «индекс инноваций», характеризующий уровень взаимодействия науки и бизнеса, скорость внедрения научных разработок в экономику, то мировыми лидерами являются США, Тайвань, Финляндия, Швеция, Япония. Государства – участники СНГ по этому показателю находятся в третьей десятке.

Характерен показатель доли ВВП, которая направляется на научные исследования. В США он составляет 2,1%, в Швеции – 3,6, в Финляндии – 3,4%. Япония по этому показателю стоит на 4-м месте в мире, Германия – на 9-м, Франция – на 10-м, Великобритания – на 18-м. Следует отметить, что за последние 15 лет в странах с развитой экономикой общепринятая цифра, характеризующая долю ВВП на затраты на науку, колеблется в пределах 2,5–3%. Противоположная ситуация складывается в государствах постсоветского пространства. За годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,3–0,4% ВВП и сравним только с показателем в отдельных странах третьего мира. По оценкам восприимчивости предприятий промышленности к инновационным процессам, характеризующейся долей активных предприятий, в России доля инновационно активных предприятий составляет примерно 7,7%, тогда как в США средний показатель инновационной активности – около 30%. Для сравнения: данный показатель в Украине в 2010 году составил 13,8%, в Республике Беларусь – 13,9%. То есть за годы независимости это показатель в бывших союзных республиках сократился в 1,8 раза.

Оценка доли успешных инновационных проектов из общего числа запущенных в работу в «европейском блоке» за счет роста капитализации объектов интеллектуальной собственности и повышения эффективности регулирования предпринимательской деятельности дает следующие результаты: в 2004 году не менее 78% от общего числа инновационных проектов «европейского блока» доведены до коммерческих продуктов и полностью соответствуют требованиям стандартов рынка, в 2005 году – не менее 89%, а в 2010 году – до 94%. К сожалению, для Содружества Независимых Государств такие результаты пока недостижимы. Для этой группы государств процент успешных проектов пока не превышает 4%. Именно это обстоятельство беспокоит бизнес, который не торопится вкладывать свои деньги в подобные проекты.

При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому преодолению бедности и экономического отставания во всех странах-участницах, а также достойное позиционирование СНГ в мировом сообществе и мировой экономике.

Данная стратегия должна предусматривать принятие концептуальных мер по укреплению научно-технического потенциала, развитие вертикальной и горизонтальной координации инновационной деятельности в СНГ и создание единого евразийского исследовательского и инновационного пространства, с учетом реалий возможного расширения ЕС (Восточная Европа).

Указанные задачи нашли отражение в приоритетах деятельности ЕврАзЭС и ОДКБ. В частности, имеется в виду развернувшееся практическое взаимодействие по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса, создание Антикризисного фонда, Центра высоких технологий ЕврАзЭС и Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ на базе Объединенного института ядерных исследований, формирование коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Россия в этой работе играет ключевую роль, в том числе в качестве крупнейшего донора.

В рамках разработки коллективных антикризисных мер государства Содружества создали в СНГ постоянно действующий институт – Совещание министров финансов. В России сформировано федеральное ведомство по содействию сотрудничеству в рамках евразийского экономического пространства.

Тем не менее опыт более чем 15-летней деятельности СНГ демонстрирует пока еще вязкость процесса интеграции на пространстве СНГ, что в значительной мере определяется слабо выраженным рыночным характером этого процесса, чрезмерной ориентацией на развитие межгосударственных связей. При этом оперативные задачи кооперационных связей между производителями, торговыми объединениями, предпринимательскими структурами часто решаются не самими хозяйственными субъектами рынка, а различными министерствами и ведомствами. Такое положение дел должно быть пересмотрено. Реальная интеграция национальных хозяйств рыночного типа может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций стран – участниц Содружества, чему, безусловно, будет способствовать зона свободной торговли.

Стремление к такому взаимодействию предпринимательских структур сегодня наблюдается как в России, так и в ряде других государств СНГ, в том числе и государств СНГ – членов ВТО.

Напомним, на сегодняшний день в число государств СНГ, являющихся членами ВТО, помимо России входят Украина, Армения, Молдова, Киргизия. В дальнейшем будем рассматривать вопросы интеграционного взаимодействия государств СНГ – членов ВТО, Россию и Украину – как наиболее влиятельных игроков на европейском направлении евразийского пространства (далее везде по тексту – государства СНГ – члены ВТО), что отнюдь не умаляет значимости остальных участников Содружества.

Как показывает анализ, формы такого взаимодействия могут быть самыми разными. Это производственные, финансовые и торговые объединения типа холдинговых компаний, совместные предприятия, финансово-промышленные группы, консорциумы, которые включают в свой состав предприятия из разных стран. Либерализация интеграционного процесса в форме такого инструментария, как зоны свободной торговли, также будет способствовать активизации взаимодействия средних и малых предприятий.

Роль транснациональных корпораций

В этих условиях особое значение приобретают так называемые транснациональные корпорации, то есть фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата. Они-то, как представляется, и способны стать локомотивом интеграционного процесса. Благоприятные условия для создания ТНК имеются в таких сегментах экономики, как энергетика, нанотехнологии, ракетостроение, судостроение, станкостроение. Они могут найти применение также в добывающих отраслях, химической промышленности и металлургии. Множество предприятий этих секторов экономики как в России, так и в Украине из-за разрыва кооперационных связей бездействуют или в лучшем случае имеют малые объемы производства, и объединение их в ТНК придало бы им новое дыхание.

Как показывает практика, для подобного соглашения в производственном плане каких-либо существенных препятствий нет. Но барьером является дефицит финансовых ресурсов.

На начальном этапе становление и развитие ТНК во многом должно быть связано с государственной поддержкой, выделением бюджетных средств. Это тем более оправданно, что ТНК, как правило, образуются на базе межправительственных соглашений, хотя в перспективе их следовало бы создавать на основе прямых соглашений участников или механизмов частно-государственного партнерства, поскольку такой тип объединения в большей мере соответствует рыночной природе транснациональных компаний.

Открытие в странах СНГ дочерних торговых предприятий может способствовать расширению продажи товаров, нуждающихся в активном сбыте, решить проблемы своевременных и полных поставок по договорам и беспрепятственных расчетов за поставленные товары.

По товарам производственно-технического назначения целесообразна организация ТНК по машиностроительной продукции, а также по продукции преимущественно сложного ассортимента. При этом необходимо учитывать объемы ресурсов, реализуемые в соответствующих странах СНГ, для определения рентабельности отделений.

Деятельность ТНК в формате СНГ уже предполагает сотрудничество интеграционных союзов. Формируемая в мире многовекторная сетевая дипломатия, когда государства действуют сообща, на основе совпадающих интересов, становится основным методом ведения дел в международных отношениях.

Также и в Содружестве в настоящее время превалирует прагматичный подход, ориентированный прежде всего на обеспечение национальных, экономических и других интересов во взаимоотношениях со всеми ближайшими соседями. Повышение регионального уровня управления глобальными процессами становится ключевым элементом современной системы международных отношений.

Региональная интеграция стала объективной тенденцией современного развития, глобальным процессом, обусловленным базовыми интересами участвующих в нем стран, их народов.

СНГ, равно как и другие интеграционные структуры на постсоветском пространстве, по многим вопросам активно взаимодействует с другими региональными объединениями, как на Западе, так и на Востоке.

В этой связи следует отметить, что работа по совершенствованию Содружества ведется постоянно. Введен институт национальных координаторов по делам СНГ. В России координатором является первый вице-премьер правительства. Действует Экономический суд СНГ. В 2008 году было принято специальное положение о председательстве в Содружестве, которое существенно расширило его функции и повысило роль в работе организации. Формируемая сегодня гибкая модель в виде зоны свободной торговли позволит сохранять взаимодействие всех государств Содружества по широкому кругу вопросов.

Помимо уже созданной зоны свободной торговли приоритетным направлением развития Содружества следует считать формирование предпосылок для образования общего экономического пространства и создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества. При этом экономическая составляющая хотя и ключевая, но, разумеется, не единственная во взаимоотношениях между государствами, входящими в состав Содружества.

Проводится работа по модернизации экономик государств – участников Содружества. Создание инноваций и новых инновационных технологий – один из этапов инновационного развития экономик. Не менее важным является формирование межгосударственной инновационной системы с мотивационным механизмом коммерческой реализации результатов научно-технических деятельности. В связи с этим особо важными из всего комплекса организационно-экономических проблем инновационного развития экономики государств – участников СНГ являются проблемы системного развития научно-технического комплекса участников Содружества. Для решения данной задачи необходимо интенсифицировать обмен современными инновационными знаниями и технологиями, сделать их открытыми и доступными на международном уровне, в особенности для стран – участниц СНГ. Только на основе равноправных отношений страны Содружества могут осуществить переход к инновационному развитию и разработкам технологий нового поколения.

Стратегия инновационного развития

Такой формат развития невозможен без разработки межгосударственной стратегии инновационного развития.

Тема инновационного развития наряду с повышением качества экономического взаимодействия в рамках СНГ является одним из приоритетов в Содружестве. Утвержденная 18 октября 2011 года на заседании Совета глав правительств стран СНГ Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года ориентирована именно на активизацию данного процесса.

Программа ориентирована на основательный пересмотр сложившихся механизмов взаимодействия и выход на новый этап интеграционных процессов, который обеспечит переход от разовых (целевых) мероприятий к комплексному инновационному сотрудничеству стран Содружества.

В рамках такой интегрированной инновационной системы страны Содружества смогут реализовывать не только межгосударственные целевые программы и подпрограммы, но и собственные федеральные (национальные) целевые программы и аналогичные им программы в странах Содружества, а также инновационные проекты и мероприятия иных форматов по основным приоритетам технологического развития. Это позволит охватить весь инновационный цикл, от поисковых и прикладных исследований до трансфера технологий и полномасштабных инновационных проектов по выводу на рынок новых продуктов, услуг и образцов.

Более того, предлагаемый формат Программы гармонизируется с рамочными программами Европейского союза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Надо понимать, СНГ должно быть окружено дружественными государствами, отношения с ними должны выстраиваться на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. Это цивилизованный, принятый в мире подход, полностью соответствующий существующим реалиям. Он исключает потребительство по отношению к друг другу. И это нормально с учетом соотношения экономических потенциалов.

Именно поэтому необходима разработка межгосударственной программы по оказанию содействия международному развитию, ориентированной в основном на территорию Содружества.

В этой связи, естественно, необходимо внести изменения в законодательства государств СНГ в области инновационного сотрудничества и интеграционного развития.

Инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности, устойчивого роста национальных экономик. В этой связи для государств СНГ, вступивших на инновационный путь развития, совершенно необходимо функционирование эффективных национальных инновационных систем. Мировой финансово-экономический кризис лишь подтвердил актуальность задач в научно-инновационной сфере, стоящих перед государствами СНГ – членами ВТО и остальными государствами – членами Содружества. Современный этап социально-экономического развития общества вообще характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. Новые решения, полученные в рамках бизнеса, могут быть воплощены в реальные технологии. Это требует, в свою очередь, изучения влияния инноваций на все элементы социально-экономической системы. Возникает необходимость управления социальными, образовательными и психологическими аспектами инноваций. В определенной степени это, конечно, свидетельствует о наличии на пространстве СНГ пока еще сильной системы образования и квалифицированных педагогов.

С другой стороны, это повод серьезно задуматься, почему талантливые выпускники, квалифицированные специалисты и ученые не могут найти применение своим способностям на постсоветском пространстве. Эта ситуация наблюдается не только в России, но и в Украине, Азербайджане, Армении, Грузии, и т.д.

Последствия этого пока еще не необратимого процесса следующие. Например, в Украине количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, сократилось с 2006 по 2012 год на 149 единиц. Только 1% зарегистрированных в Украине объектов интеллектуальной собственности реализуется на практике (для сравнения: в Финляндии этот показатель составляет 30%). В Украине в настоящее время действует 16 технопарков, созданных в соответствии с Законом Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технопарков». Из них только три предприятия («Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника» (г. Киев), «Институт электросварки им. Е.О. Патона» (г. Киев), «Институт монокристаллов» (г. Харьков) обеспечивают 99% выпуска инновационной продукции всех украинских технопарков.

Главная проблема здесь заключается в развитии научно-образовательной инфраструктуры, интеграции фундаментальной науки с предприятиями государственного и частного секторов, внедрении современных технологий и научных разработок в производство. Как только эти вопросы будут решены на приемлемом уровне, число людей, уезжающих на работу за границу, уменьшится, повысится их востребованность.

Для дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства можно предложить определить в качестве приоритетных следующие направления реализации государственной стратегии развития инновационной деятельности в государствах СНГ – членах ВТО (что может быть калькой для всего СНГ): выделение подготовки кадров для инновационного предпринимательства в одно из основных направлений программ поддержки инновационного предпринимательства всех уровней; осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности; развитие системы подготовки научных и инженерных кадров и специалистов в области менеджмента инноваций и управления интеллектуальной собственностью.

Разработка единых требований к научным и инженерно-техническим кадрам, организаторам производства и техническому персоналу, а также образовательных стандартов для профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов в области инновационной деятельности и трансфера технологий; построение и обеспечение функционирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы инновационного предпринимательства, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки инновационного предпринимательства в государствах СНГ; реализация мер по облегчению доступа для широких слоев населения СНГ к обучению основам предпринимательской деятельности, уделив при этом особое внимание подготовке молодежи к предпринимательству; развитие дистанционных и электронных технологий подготовки граждан Содружества к предпринимательской деятельности (Центры подготовки к предпринимательской деятельности); развитие системы профессионально-общественной аккредитации в рамках государств СНГ – членов ВТО образовательных и учебных программ подготовки к предпринимательской деятельности; осуществление целевого финансирования из средств Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года (МЦП) исследований, направленных на обобщение и анализ практического опыта, накопленного учреждениями делового образования в сфере подготовки кадров для инновационного предпринимательства, отбор и поддержку лучших образовательных и учебных программ и методических разработок; разработка и утверждение международного образовательного стандарта по специальности «руководитель инновационного предприятия»; разработка системы мер, направленных на стимулирование повышения квалификации специалистов, занятых в сфере инновационного малого предпринимательства, в том числе путем создания для них системы льготного кредитования для оплаты образовательных услуг, увеличения процента от средств, направляемых на повышение квалификации работников и относимых на себестоимость продукции предприятий; создание Координационного совета руководителей органов СНГ по науке и инновациям, который должен обеспечить скоординированные действия органов исполнительной власти на уровне Содружества, организаций, научно-исследовательских институтов, институтов развития в области международных связей, а также повысить эффективность институтов; международное сотрудничество в целях развития внешнеэкономической деятельности в странах Содружества.

Руслан Шафиев,
д.э.н., профессор, советник государственной службы РФ 1-го класса, главный научный сотрудник Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, советник директора ВНИКИ
(Независимая газета, 10.09.2013)