1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Согласование стратегий трансграничного водопользования

d-d2Институт водных проблем Российской академии наук. В.И. Данилов-Данильян, И.Л. Хранович. Издательство «Энциклопедия». Москва. 2016.

Проанализирована проблема совместного использования трансграничного водного объекта государствами, чьи территории покрывают бассейн объекта. Всесторонне охарактеризованы особенности конфликта интересов, который может возникнуть при трансграничном водопользовании. Предложено рассматривать процесс согласования интересов государств-водопользователей как последовательность ряда усложняющихся задач. Построен комплекс математических моделей для решения этих задач. Акцентируется, что управление в этой сфере происходит в условиях неопределённости и отражает ситуацию несовершенной конкуренции. В основе комплекса моделей лежат представление водных объектов в виде сети (потоковые модели) и использование производственных функций, выражающих результат использования ресурсов зависящим не только от реальных, но и от виртуальных переменных.

Введение

Огромный объём потребления воды человечеством и быстрый рост этого объёма не повлекли за собой сходного по темпам или масштабам водосбережения, рационализации использования воды, развития водосберегающих и водоохранных технологий. Истощение водных ресурсов, ухудшение качества воды и рост её дефицита крайне негативно сказываются на экономическом росте и благосостоянии населения. Водный дефицит нарастает вместе с нищетой и голодом и, следовательно, вносит вклад в возникновение и усиление угроз локальных войн. Не менее серьёзна угроза, обусловленная антисанитарией, неизбежно сопровождающей острый дефицит воды.

Особую остроту приобретают проблемы использования трансграничных водных ресурсов. Серьёзный источник потенциальных международных конфликтов – соперничество государств, использующих трансграничные водные объекты. Если они служат основными источниками водных ресурсов для стран, расположенных в их бассейне, то экономические противоречия и политические конфликты практически неизбежны. Доступ к воде – источник споров и разногласий как при попытках водопользования и гидротехнического строительства, так и при загрязнении вод. Наиболее эффективный путь согласования интересов конфликтующих сторон – разработка и реализация стратегий совместного использования водных ресурсов. Разработку таких стратегий и контроль за их реализацией естественно поручить международному органу, включающему представителей всех государств, претендующих на эксплуатацию трансграничного (или иного) водного объекта. Решения, принимаемые этим органом, будут конструктивными и реализуемыми, если государства-основатели наделят его необходимыми полномочиями.

Управление трансграничным водопользованием ставит задачи, практически не рассматриваемые экономической теорией. Среди осложняющих обстоятельств и факторов – монополизм, неопределённость, исключительное значение социальных факторов, весьма ограниченные возможности использования рыночных цен (они не удовлетворяют стандартным условиям, формулируемым экономической теорий) и др.

В этой сфере всегда имеет место ситуация несовершенной конкуренции: на водные ресурсы каждого конкретного трансграничного водного объекта претендуют небольшое число государств, хотя бы одно из которых может влиять на показатели управления, общие для всей системы, в частности, на цены за водные ресурсы. Общая теория несовершенной конкуренции не разработана, а специфика управления водопользованием столь существенна, что приходится раньше всего остального принимать во внимание именно её.

Согласование интересов потенциальных и/или актуальных водопользователей осуществляется в рамках водохозяйственной системы (ВХС), представляющей собой двухуровневую структуру. Верхний уровень представляет систему в целом, это – международный орган, сформированный участниками, о котором уже сказано выше. Решения, принимаемые этим формированием, далее называемым центром, имеют юридическую силу для всех участников. Нижний уровень образуют пользователи  представители государств претендующих на эксплуатацию ресурсов трансграничного водного объекта.

Известные оптимизационные модели, многочисленные и разнообразные, не учитывают специфику управления использованием трансграничных водных объектов. Для создания механизмов согласования интересов участников таких систем неизбежно обращение к теоретико-игровому подходу, ориентированному на анализ конфликтных ситуаций, в которых каждая из сторон активна и имеет возможности индивидуального выбора, от которого зависит не только её собственный конечный результат, но и результаты других (вообще говоря, всех) участников.

В реальных ситуациях конкурентного согласования интересов участники прилагают усилия для обеспечения себе условий наилучшего использования ресурсов. При этом они стремятся минимизировать свой риск и не упустить шанс, которые возникают из-за неопределённости, порождаемой внешними обстоятельствами и неизвестностью относительно действий других участников. Однако во всех моделях согласования, описывающих как совершенную, так и несовершенную конкуренцию, риск и шанс в явном виде не представлены. Начиная с работ О. Курно и Ж. Бертрана, в моделях согласования незримо присутствует концепция «вначале требуется разработать механизмы разрешения конфликтов в детерминированных условиях, а затем можно будет переходить к более общим ситуациям, в частности, к согласованию интересов в условиях неопределённости, обусловленной внешними обстоятельствами». Функционирование и развитие водохозяйственных (и вообще всех экономических) систем происходит в неопределённых внешних условиях. В частности, водные объекты функционируют в стохастических условиях поступления и использования водных ресурсов. Принцип «от простого к сложному» (в данном случае – от детерминизма к стохастике и неопределённости) вошёл в противоречие с необходимостью учёта всех существенных факторов исследуемого процесса. В рамках детерминистского подхода невозможно формализованное адекватное представление рисков и шансов.

В книге рассматривается функционирование и развитие систем трансграничного водопользования конкурирующими субъектами в условиях неопределённости, которые описываются как стохастические. Если непосредственное использование данных прошлых наблюдений недостаточно, чтобы выявлять закономерности поступления ресурсов, на помощь приходит субъективно-вероятностный подход, основанный на экспертных оценках различных возможных условий хозяйственной деятельности. Будучи нормированы, эти оценки обладают всеми свойствами вероятностей. Субъективные и объективные вероятности совместно включаются в комплекс оценок возможных ситуаций функционирования и развития систем в стохастических условиях.

Центральное место в предлагаемом подходе занимают производственные функции. Широко используемые в эконометрике производственные функции выражают зависимости экономических результатов производства от объёма затраченных (либо располагаемых) ресурсов. Этого недостаточно для задач управления системами, функционирующими в условиях неопределённости. Объём затраченных (равным образом располагаемых) ресурсов заранее неизвестен, это величина случайная, но при подготовке своего производства к деятельности в очередной период субъект управления ориентируется на некоторые значения объёмов ресурсов. Эти ориентиры могут быть прогнозными величинами, некими усреднёнными отчётными данными, результатом договора с поставщиком (однако без гарантии точного выполнения договора – при этом предусматриваются или не предусматриваются штрафы за недопоставки, применяются или не применяются механизмы страхования и пр., но всё это не отменяет случайного характера самой величины объёма ресурсов, которые будут предоставлены), могут быть взяты «с запасом» или без него и т.п. Очевидно, что затраты (следовательно, и экономический результат деятельности) системы зависит от значений таких ориентиров.

Поясним это примером. Такой водопотребитель, как растениеводческое предприятие, ориентируется на некий объём воды для орошения, который будет ему предоставлен ВХС. В расчёте на этот ориентир приобретаются удобрения и прочие продукты сельхозхимии, закупается или арендуется сельхозтехника, нанимаются работники и т.д. Если поставки воды будут меньше ориентировочного значения, часть этих затрат окажется ненужной, и выяснится, что тот же экономический результат мог бы быть получен с меньшими затратами, если бы за значение ориентира была взята меньшая величина. Если же год оказался многоводным и ВХС смогла поставить больше воды, чем предполагалось ориентиром, то результат использования этой «дополнительной» воды (при наличии такой возможности) будет меньше, чем в том случае, когда предприятие принимает за ориентир бóльшую величину, ближе к реальному объёму поставки – очевидно, оно было бы лучше подготовлено к использования того объёма воды, который ему реально достался. То обстоятельство, что наилучший результат достигается при совпадении ориентировочного объёма ресурса с его реальной поставкой, определяет весьма удобные математические свойства таких производственных функций.

Итак, все модели, предлагаемые в книге как инструмент согласования интересов пользователей трансграничных водных ресурсов, основаны на применении производственных функций, выражающих зависимости результатов водопользования как от используемых в различных стохастических условиях объёмов воды и сбрасываемых масс примесей, содержащихся в отводимых водах – «реальных переменных», так и от ориентиров этих показателей (так называемых гарантированных значений) – «виртуальных переменных». Математические модели, используемые для согласования интересов пользователей трансграничных водных ресурсов, основаны на естественном представлении водных объектов в виде сети с потоками, соответствующими потокам воды и примесей. В них в явном виде присутствуют риски, шансы и их надёжности. Требования, предъявляемые отдельными пользователями, выделяются равенствами и неравенствами, ограничивающими значения реальных переменных и их ориентиров. Общесистемные ограничения, обусловленные взаимодействием элементов ВХС в результате перемещений воды и примесей, задаются в виде уравнений, зависящих только от значений потоков, соответствующих значениям реальных объёмов воды и масс примесей.

В предложенном подходе каждый пользователь, руководствуясь своими интересами, выбирает стратегию независимо от других участников – подобно тому, как это происходит в условиях совершенной конкуренции. Формирование механизмов согласования интересов водопользователей основывается на принципе открытого управления активными системами и учёте особенностей управления функционированием ВХС.

Механизмы выработки стратегий управления трансграничными водными объектами, рассмотренные в данной работе, приводят к согласованию стратегий использования водного объекта пользователями – представителями суверенных государств. Эти же механизмы применимы к согласованию интересов использования ресурсов внутригосударственных водных объектов «самостоятельными» пользователями. В этом случае процесс достижения компромисса упрощается: центр уже создан, его функции выполняют государственные организации, а проблема согласования интересов не обременена сложными международными коллизиями.

Представленный в книге комплекс моделей предназначен для использования в интерактивном режиме общения центра и пользователей, он позволяет оценивать исходные данные, осмысливать вносимые упрощения, анализировать получаемые решения и, при необходимости, преобразовывать модели. Комплекс включает модели семи типов соответственно семи этапам процесса согласования интересов. Согласование начинается с использованием простейшей модели и затем, по мере необходимости, осуществляется переход к моделям, более полно отражающим особенности эксплуатации водных ресурсов и управления их качеством. Это даёт возможность вырабатывать компромиссные стратегии, используя доступную информацию, которая на длительную перспективу не может быть ни полной, ни точной. Допускается изменение состава моделей и их структура, часть из предложенных моделей может быть исключена из рассмотренной системы, что нисколько не изменяет общую «идеологию» их взаимодействия. Это положение остаётся справедливым, если комплекс моделей дополняется иными моделями.

Приведём семь условий, которые должны быть соблюдены для достижения компромисса интересов различных хозяйствующих субъектов с использованием механизмов, основанных на рассмотренной методологии.

- Согласование интересов происходит в ситуации, когда, наряду с собственными целями субъектов, присутствуют цели, отражающие коллективные блага. Стремление к созданию общих благ ограничивает возможности удовлетворения интересов отдельных субъектов. Такие ситуации типичны при согласовании интересов пользователей, претендующих на общие природные, материальные, финансовые и другие ресурсы.

- Для выработки согласованных стратегий использования трансграничных водных объектов предполагается структура (центр), в рамках деятельности которой происходит разрешение конфликтных ситуаций.

- ВХС трансграничного водного объекта рассматривается как активная система. Её элементы – водопользователи реализуют собственные предпочтения, целенаправленно манипулируя информацией о своих возможностях, целях и экономических результатах деятельности.

- Процедуры согласования интересов водопользователей могут быть только открытыми. Центр обладает информацией, необходимой для принятия компромиссных решений, а водопользователи знают возможные стратегии и принципы стимулирования принимаемых решений. Принцип открытого управления (честной игры), предполагающий активное участие центра и претендующих на общие ресурсы участников в формировании согласованных стратегий, способствует выработке компромиссных решений и их осуществимости во всех системах использования ресурсов.

- Рассматривается ВХС трансграничного водного объекта, функционирующего в условиях неопределённости, которые трансформируются в стохастические. Если непосредственное использование данных прошлых наблюдений недостаточно, чтобы выявлять закономерности поступления ресурсов, используется субъективно-вероятностный подход, основанный на экспертных оценках различных возможных условий хозяйственной деятельности.

- Экономический результат водопользования зависит как от объёмов используемой воды и масс содержащихся в ней примесей, так и от их ориентиров (гарантированных величин). Учёт этой особенности водных ресурсов в производственных функциях, зависящих как от реальных, так и виртуальных переменных, дал возможность в явном виде представить риск снижения результата деятельности вследствие неполного (в сравнении с ориентиром) обеспечения ресурсами и шанс повышения результата, обусловленный получением дополнительного (относительно ориентира) количества ресурсов.

- В рассмотренном подходе к согласованию стратегий водопользования в базовой задаче ВХС представлена в виде сети с потоками, изображающими объёмы водных ресурсов и масс примесей, допустимое множество которых выделяется двумя группами условий.

Потребности в формировании механизмов согласования интересов субъектов, претендующих на общие ресурсы в условиях неопределённости условий их эксплуатации, возникают не только в связи с водохозяйственными проблемами. Модельные конструкции, предложенные в книге, нетрудно приспособить к другим сферам, лишь бы выполнялись сформулированные семь условий. Как представляется, им соответствуют весьма многие задачи несовершенной конкуренции за ресурсы, эксплуатируемые в условиях неопределённости.

Комплекс моделей и схема расчётов, предлагаемые в книге для управления трансграничным водопользованием и согласования интересов вовлечённых в этот процесс суверенных государств, обеспечивают максимально широкий охват факторов, обстоятельств и особенностей (из числа поддающихся формализации и количественному описанию), существенных при эксплуатации водных ресурсов. Поэтому в каждом конкретном случае развиваемый подход неизбежно должен быть упрощён в соответствии со спецификой решаемой проблемы. Но каждая упрощённая задача по мере совершенствования системы управления может расширяться и усложняться вовлечением в её формализованное описание новых компонентов. Комплекс моделей, предложенный в книге, поможет найти наиболее подходящие к случаю пути таких расширений и усложнений.

Согласование интересов водопользователей требуется не только при эксплуатации трансграничных водных объектов: конфликты связанных с водопользованием интересов возникают и между регионами одной страны, и между отраслями экономики – основными водопользователями: сельским хозяйством, гидроэнергетикой, водным транспортом, коммунальным хозяйством, промышленностью, рыболовством и рыбоводством, рекреацией. Все подобные конфликты интересов укладываются в предложенный комплекс моделей и схему расчётов. Надо только вычленить из комплекса моделей необходимые блоки (часть из них при этом будет редуцирована в субмодели), соответствующим образом упростить схему расчётов, построить на её основе интерактивную компьютерную систему, обеспечить её квалифицированными кадрами сопровождения и необходимой исходной информацией, а при необходимости (неизбежно возникающей в регулярной работе) – источниками её обновления и пополнения. Всё это очень непросто, но иначе управление ВХС не будет отвечать тем критериям эффективности и научности, которые становятся обязательными в XXI веке.

* * *

Несколько слов о терминологии. Под водопользованием в книге понимается всякий вид деятельности, экономический результат которой зависит от количества или/и качества водных ресурсов (независимо от того, удаётся ли средствами современной экономической науки оценить вклад водных ресурсов в этот результат – так называемую водную ренту). Под водопотреблением понимаются такие виды водопользования, при которых осуществляется забор воды из природного источника. «Классическая» схема водопотребления – цепочка <забор воды – водоподготовка – использование воды в процессах (производственных или жизнедеятельности человека) – водоочистка стока – сброс в водный объект-приёмник>, отдельные звенья в этой цепочке могут отсутствовать. Безупречная терминологическая строгость в водном хозяйстве вряд ли достижима в наши дни, и в книге не приводится по каждому возможному случаю терминологических пояснений, но из контекста всегда легко однозначно понять, какие виды водопользования имеются в виду либо соответствуют вводимым предположениям. В принципе с помощью простых условностей описание любого вида водопользования нетрудно приспособить к потоковому представлению деятельности ВХС, на котором основаны все модельные построения книги.

Нумерация формул в каждой главе книги самостоятельная. При ссылке на формулу в «своей» главе указывается в круглых скобках только номер формулы, на формулу в другой главе – номер главы и, через точку, номер формулы в ней. В номере рисунка сначала указывается номер главы, где он помещён, затем, через точку, его порядковый номер в этой главе.

В книге имеется указатель терминов и географических названий, но страницы приводятся не по всем упоминаниям слов, имеющихся в указателе, а только по ключевым.