1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Воспитанные виртуально: кто они?

5813Благодаря гаджетам растут люди с завышенной самооценкой и явно агрессивные

Как вы поступаете, если видите, что ваш сын или дочь (внук, внучка) третий час сидит, уткнувшись носом в экран айпада или смартфона, тусуясь в соцсетях или играя с друзьями? Собственно, диапазон ответов весьма ограничен: вы или отнимаете гаджет, или ограничиваетесь внушением, или машете рукой: сколько можно, мол, нервы мотать, себе дороже. Какой же вариант правильный? Давайте разберемся. Потому что тема наша сегодня куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

Скажу сразу: вред, наносимый гаджетами (будем называть этим словом, по-английски означающим «штуковина», и стационарный компьютер, и айпад, и смартфон) зрению ребенка, поистине огромен. Любой детский окулист подпишется под этими словами; я разговаривал со многими из них. Дело в том, что находятся родители (самое страшное — их немало), которые вручают детям гаджеты в буквальном смысле слова с колыбельки. Коляска с карапузом, деловито тыкающим пальчиком в монитор, — сегодня на городских улицах вовсе не редкость. Да еще и прохожие умиляются: глядите, мол, какой продвинутый! Родители таких «продвинутых», по всей видимости, не имеют понятия о том, что, чем раньше они ребенку всучили гаджет, тем скорее он получит проблемы со зрением. Иногда, надо заметить, очень серьезные. Недавно моя знакомая, офтальмолог, рассказала о девочке двух с половиной лет, которой пришлось выписывать очки. Между тем зрение маленькой пациентки еще год назад было вполне приличным. Первая мысль была — девочка практически не вылезает из гаджетов; родители, однако, это отрицали. Осмотрев ребенка, врач стала разговаривать с родителями... «И вдруг я вижу, — рассказывала она мне, — что малышка подходит к окну, замечает на улице милую собачку и начинает... раздвигать ее пальчиками на оконном стекле, чтобы увеличить изображение, как она привыкла!» Пришлось родителям признать, что еще в младенческом возрасте, когда девочка начинала плакать и кричать, они вместо погремушек совали ей айпад...

Итак, зрение — одна проблема, которую влечет за собой гаджет. Но она касается по большому счету только одного человека, то есть пользователя. Другим от нее вреда нет, кроме, разве что, расстройства родителей, чей ребенок теряет остроту зрения. Однако есть, к сожалению, и другая проблема, которая охватывает уже все общество от мала до велика.

Вы не задумывались о том, какие качества развивают у вашего ребенка компьютерные игры и активное пользование соцсетями?

Начнем с игр. Я даже не буду касаться темы агрессивности, которую стремительно развивают у детей различных видов стрелялки. Об этом писано-переписано, хотя, к сожалению, без толку. Возьмем другие аспекты. В играх ваш ребенок учится побеждать. Вроде бы неплохо, правда? Да нет, в данном случае наоборот. Все дело в необычайной легкости, с которой можно научиться побеждать в компьютерных баталиях. Да и не обязательно баталиях — любых играх. Для того чтобы стать призером хотя бы Москвы, скажем, по карате или фехтованию, мальчишке нужно провести в постоянных тренировках годы. А тут он сразу — или максимум через полчаса игры — обучается ударами рук и ног разбрасывать в стороны десятки соперников, а также сносить им головы мечами. Или вот, например, взять игры, где можно за полчаса построить многоэтажный дом или королевский дворец. Все здания отменного качества и очень красивые. А попробуй тот же ребенок построить простенький домик из дерева — вряд ли получится быстро и хорошо. В общем, учиться самым разным видам искусств или вовсе не надо, или это потребует минимум времени. Запомним этот момент.

В игре ребенок волен вершить судьбы не только отдельных личностей, но и целых городов, стран, а то и планет. Ощущение вседозволенности, абсолютной власти над персонажами игр — еще один настораживающий фактор. Сюда же, кстати, надо добавить полную безнаказанность человека, распоряжающегося жизнями других с необычайной легкостью. Ребенок привыкает не отвечать за свои поступки.

Особая тема — вопрос безопасности играющего. Она стопроцентна. Пользователь может пострадать или даже погибнуть на экране, да еще и сто раз за игру. И хоть бы что! Не беда, скажете вы, ведь это только в виртуальной реальности. Да, конечно, но давайте зададимся вопросом: а что при этом должно происходить с инстинктом самосохранения? Не притупляется ли он? Разумеется, так и есть!

Можно было много еще сказать о роли компьютерных игр в формировании характера ребенка, но давайте перейдем к соцсетям — как переходит к ним ребенок, достигнув отрочества. Тут опять же я не буду долго расписывать проблемы, связанные с невероятной легкостью знакомств и общения с противоположным полом, вплоть до виртуального секса, опасности попасть в лапы педофилов и мошенников разных мастей, — это общеизвестно. Остановлюсь на другом: на культуре ведения дискуссий. Во-первых, ребенку ни к чему получать глубокие знания по какому-либо предмету, о котором ведется спор. Он тут же «гуглит» и получает четкий ответ, который и вставляет в дискуссию. Однако чаще всего дело обходится взаимными оскорблениями. Зачем тратить время, узнавая нечто новое, ведь гораздо проще послать оппонента на три буквы. И тема закрыта, и ничего за это не будет. Что такое «тролли» в соцсетях и как они пользуются своей безнаказанностью, все мы хорошо знаем.

Итак, что же мы, собственно, имеем на выходе? Кто и каков он, подросток — будущий взрослый, гражданин грядущей России?

Картина тут вырисовывается, к сожалению, очень неутешительная. Перед нами человек с явно завышенной самооценкой. Весьма агрессивный. Привыкший распоряжаться жизнями сотен, а то и миллионов людей. Убивающий с легкостью необыкновенной. Привыкший вести себя так, как он желает, и не отвечать за свои поступки, хоть бы и самые дурные. Умеющий постигать любые виды деятельности за пару минут и не знающий, что значит учиться долго в реальном мире. Уверенный, что знакомство и флирт с противоположным полом дело простое и ни к чему не обязывающее. Легко оскорбляющий незнакомых людей. Человек с притупленным инстинктом самосохранения, из чего часто проистекают суицидальные наклонности. Свободный от жалости и сострадания и холодный, словно робот. А главное — человек, привыкший жить в виртуальном мире, очень плохо ориентирующийся в реальном и нередко в будущем пытающийся убежать из него с помощью уже не компьютера, а алкоголя и наркотиков. И наконец, — я уже отмечал это — человек со слабым зрением...

Станет ли он великим математиком? Выдающимся кардиохирургом? Оперным певцом или дирижером? Чемпионом мира по фигурному катанию? Поэтом, писателем, живописцем? Ответ, думаю, понятен...

Уважаемые читатели! Я написал этот материал не затем, чтобы вогнать вас в отчаяние. Просто пришло время звонить во все колокола. Предупрежден — значит, вооружен. Совсем лишить детей гаджетов у нас с вами не получится — уже в школе задают на дом уроки, выполнение которых связано с компьютером. Но контролировать то, чем ваши дети занимаются в виртуальном мире, и жестко ограничивать время пребывания в нем — я убежден, наша с вами прямая обязанность. Виртуальный мир воспитает вашего ребенка вряд ли лучше, чем кошка мышонка в стихотворении Маршака...

Андрей Демченко.

(МК) 10.08.2016