1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Власти Подмосковья убеждают местных жителей в необходимости санитарных рубок

koroedy2– Когда у человека болит ухо, он идет к лору, а не к сапожнику, болит зуб – он идет к стоматологу, а не в химчистку. Если заболел лес, значит, нужно доверять лесным врачам. Короед – это раковая опухоль для лесов, которую можно лечить только хирургическим путем, – с такой аналогии начал разговор о нынешнем состоянии зеленого пояса Подмосковья председатель регионального комитета лесного хозяйства Евгений Трунов. Пресс-конференция, где шла речь о планах по проведению санитарных рубок и восстановлению лесов в 2014 году, состоялась в информационном агентстве «Интерфакс».

С доверием к лесникам со стороны местных жителей, как выяснилось, по-прежнему не все гладко. Многие выступают против «оперативного вмешательства» и просят не вырубать сухие деревья. Такой позиции, например, придерживаются в поселке Серебрянка, к территории которого примыкает Салтыковский лесопарк, уничтоженный короедом. Дело в том, что стена сухого леса – единственная преграда, отделяющая дома от полигона ТБО, существующего еще с советских времен. Позиция граждан в целом понятна: потребуется ждать не менее 50 лет, пока на этом месте вновь появится защитный «зеленый экран». Все это время жителям придется наблюдать из окон не самую приятную картину и испытывать еще более негативные эмоции, когда ветер будет дуть со стороны свалки.

– Все ели стоят сухие, отдельные деревья уже без коры, но еще с зеленой кроной. Многие предлагают: а вдруг лес оживет, давайте подождем,– рассказал Евгений Трунов о своей поездке в Серебрянку. – В желании жителей есть своя логика: пусть лес лучше стоит сухой, но он хоть как-то будет нас защищать. В определенной степени мы идем навстречу, хотя, если говорить честно, там нужно было проводить санитарные мероприятия еще в прошлом году. Мы не стали этого делать, потому что получили бы еще больший общественный резонанс. Объяснять, что пройдет определенный период времени, и этот лес все равно упадет – бессмысленно.

Ситуация с санитарным состоянием насаждений в целом по Московской области выглядит не лучше. В настоящее время полностью погибшими в результате нашествия короеда-типографа и других вредителей считаются более 50 тысяч гектаров леса. Комитет намерен справиться с проблемой в течение пяти лет. Путем нехитрых подсчетов можно понять, что для этого придется ежегодно проводить санитарные рубки на площади около 10 тысяч гектаров. Однако и тут возможны накладки: в случае тяжелого пожароопасного сезона эти работы попадут под запрет.

– Наша задача – ежегодно вырубать 10 тысяч гектаров. Будет это сделано или нет, в настоящий момент сказать очень сложно. Все зависит от того, какое будет лето, – констатировал руководитель ведомства.

Параллельно решается вопрос о дальнейшем использовании вырубленного леса. В настоящий момент комитет ведет активный поиск инвесторов для создания производств по переработке низкосортной древесины. Уже определено 18 индустриальных площадок, на которых могли бы разместиться предприятия. Московская область также подала заявку в Министерство природных ресурсов и экологии РФ на участие в проекте по развитию биоэнергетики в качестве пилотного региона. Однако, как отметил Трунов, перед ведомством стоит комплексная задача: не только найти инвестора, но и определиться с рынком сбыта продукции.

– Само по себе производство пеллет в Российской Федерации не является прибыльным. Оно может быть таковым только при наличии внутреннего спроса. Его на территории региона пока не ощущается, а зависимость от внешнего рынка очень велика, – сказал председатель комитета. Он также добавил, что, даже когда короед-типограф будет побежден и пораженная вредителем древесина закончится, начнутся санитарные рубки в старовозрастных лесах, площадь которых растет с каждым годом. Уже сейчас общий запас перестойных осиновых насаждений превышает 20 миллионов кубометров.

– Главное, чтобы Подмосковье не превратилось в зону промышленной вырубки древесины. Мы проводим лишь санитарные, необходимые для леса вырубки, – заключил Евгений Трунов.

Площади, уже очищенные от высохшего леса, засаживаются заново. Так, в 2013 году искусственное лесовосстановление выполнено на 6 тысячах га, на такой же территории проведено содействие естественному восстановлению и комбинированное лесовосстановление. Всего по области высажено свыше 10 миллионов саженцев. В 2014 году искусственное лесовосстановление запланировано на 6 тысячах га, содействие естественному – на 2 тысячах га. В целом, по подсчетам специалистов, для того чтобы провести все запланированные санитарно-оздоровительные мероприятия и последующее лесовосстановление на территории Московской области, в ближайшее десятилетие потребуется до 15 миллиардов рублей.

Ольга ЧЕМОДАНОВА
(Российские лесные вести, 07.02.2014)