1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Система экологических рейтингов, как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности

vybrosyВ «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года отмечается, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится более 54 процентов городского населения в 40 субъектах Российской Федерации. Остается высоким объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Тенденция к ухудшению состояния почв и земель сохраняется практически во всех регионах. Возрастает количество отходов, которые направляются на размещение и не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот. При этом не соответствуют требованиям экологической безопасности условия хранения и захоронения отходов.

В документе предписывается снижение удельных показателей выбросов и сбросов, а так же поэтапное исключение практики временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В «Основах...» предусматривается поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.

В соответствии с приоритетными направлениями преобразований социальной и хозяйственной структуры российской экономики от ускоренной трансформации экономики к этапу модернизации с целью сохранения своей роли в мировых процессах развития и инновационных процессах Президент РФ в своем ежегодном Послании (2009 года) поставил перед страной, в частности, следующие задачи:

* ускоренный выход России на новый технологический уровень для обеспечения лидерских позиций в мире; внедрение новых, в том числе энергетических и информационных технологий;

* радикальное повышение энергоэффективности, обеспечение лидерства во внедрении инноваций в традиционной и альтернативной энергетике;

* формирование комфортной среды для осуществления исследований и разработок, создание соответствующей институциональной системы мирового уровня.

Важнейшей составляющей модернизации является экологическая эффективность российской промышленности и энергетики. Снижение воздействия на окружающую среду - это залог устойчивого социально-экономического развития страны, выполнения социальных обязательств, повышения качества жизни.

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года определяет такие задачи, как:

* минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий;

* экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления;

* создание экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

* организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств;

* организация обучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности.

По итогам заседания президиума Государственного совета РФ 27 мая 2010 года сформулирован перечень поручений Президента РФ от 06 июня 2010 года № Пр-1640, в котором совершенно отчетливо прослеживается стремление государства по совершенствованию регулирования природоохранной деятельности, а именно на:

– совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

– разработку правовых и экономических механизмов, в том числе налоговых, стимулирующих хозяйствующие субъекты на снижение негативного воздействия на окружающую среду, включая внедрение наилучших технологий;

– экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот...;

– повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга...;

– повышение эффективности государственного экологического контроля на федеральном и региональном уровне ..., в том числе путем восстановления в полном объеме прав государственных инспекторов по охране природы на выдачу предписаний о приостановлении деятельности, осуществляемой в нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, и направление в кредитные и финансовые организации требований о прекращении финансирования, кредитования и иных финансовых операций, связанных с указанной деятельностью.

Усилия государственных органов власти направлены на совершенствование процедуры оценки воздействия на окружающую среду при проведении государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, в том числе в части, касающейся механизма общественного обсуждения, предусмотрев обеспечение соответствия порядка проведения указанной процедуры оценки требованиям международных договоров Российской Федерации и международных финансовых институтов.

Совершенно обоснованным в этой связи является применение добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а так же об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доли участия, з которых государства составляет 100 процентов, нефинансовых отчетов об устойчивости развития и обеспечении экологической ответственности, подлежащих независимой проверке или заверению.

В контексте решения вышеуказанных задач, важное значение приобретает дальнейшее развитие Глобального экологического диалога, углубление понимания на международном уровне экологических приоритетов и специфики решения экологических задач на национальном уровне, усиление связи с ключевыми международными экологическими конвенциями и соглашениями ООН, имеющими обязательную юридическую силу (по загрязнению воздуха, оценке воздействия на окружающую среду, промышленным авариям, трансграничным водам и участию общественности), а так же с системой международных стандартов отчетности, аудита и верификации.

Актуальной задачей является развитие экономико-экологического инструментария повышения эффективности принятия управленческих решений на уровне промышленных предприятий, в том числе предприятий со сложной вертикально-интегрированной системой управления, чья продукция участвует в международном товарообмене, а также совершенствование информационных технологий направленных на повышение конкурентоспособности отечественной экономики в современных условиях глобализации.

Функциональную полноту системы корпоративной отчетности в области устойчивого развития обеспечивают показатели результативности в соответствии с требованиями российского законодательства в соединении с международными стандартами подготовки отчетности и верификации.

При этом, обмен экологическими данными (ГОСТ Р ИСО 14063—2007), результатами и целевыми экологическими показателями стал существенной частью деятельности не только промышленных предприятий, но и региональных и муниципальных органов исполнительной власти вследствие повышенного интереса и обеспокоенности общественности к вопросам соблюдения природоохранного законодательства. Под особым вниманием находится деятельность государственных регулирующих и надзорных органов, связанная с охраной окружающей среды.

Организации гражданского общества, бизнес сообщество нуждаются в получении достоверной и подтверждаемой актуальными данными экологической информации, которая зависит от таких факторов, как географическое положение, объем и разновидности выполняемых работ, эффективность производственного процесса, в том числе экологическая.

Такой обмен экологическими данными направлен, прежде всего, на повышение ответственности, достоверности и улучшение отношений между деловыми партнерами, а также на повышение информированности общественности и использовании информации для принятия управленческих решений на региональном или локальном уровне. Эти принципы могут быть выполнимы, только в случае, если содержание обмениваемой информации основывается на возможности ее подтверждения или верификации на основе конкретных численных значений. В этой связи, обмен экологической информацией это не только задача результативности системы экологического менеджмента, это еще и проблема выбора ответственного информационного партнера способного через свои информационные ресурсы удовлетворить экологические ожидания заинтересованных сторон.

Но ожидания заинтересованных сторон будут удовлетворены только в том случае, когда будут наглядно продемонстрированы усилия по достижению более высокого уровня охраны окружающей среды на фоне используемых экономических и технологических решений.

Опыт управления природоохранной деятельностью показывает, что

государственные органы способны достигнуть определенных результатов при осуществлении традиционного подхода, основанного на проведении проверок и наложении санкций. Но такой подход зачастую не сопровождается новаторскими инструментами, повышающими вероятность обнаружения нарушений, дающими более высокий эффект их профилактики и сокращающими административные расходы на обеспечение экологического контроля.

Информирование общественности об экологической результативности конкретных предприятий и регионов в частности, ведет к тому, что общество и рыночные структуры реагируют как на отдельные случаи крупного загрязнения, так и на несоблюдение нормативно-правовых требований в целом.

Международные конвенции и соглашения с каждым годом вовлекают все большее число стран к практике обнародования более широкого диапазона экологической информации в качестве дополнения к правоприменительным действиям. Такой практике способствуют принятые международные стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой (ГОСТ Р ИСО 14001), которые предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента и обмена экологической информацией (ГОСТ Р ИСО 14063—2007). Стандарты могут служить основой построения эффективной системы административного управления в области охраны окружающей среды в отдельно взятой стране или регионе со своей спецификой климатических, биосферных или производственных особенностей и содействуют достижению экологических и экономических показателей (ГОСТ Р ИСО 14031-2001).

Уже многие годы Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) поддерживает такой подход, ведя работу над Регистрами выбрасываемых и транспортируемых загрязняющих веществ (РВПЗ). На смену таких ресурсоемких в создании и поддержании регистров, появились более простые системы, заключающиеся в определении экологического рейтинга и обнародовании информации об экологической результативности. Существуют различные подходы к проектированию систем экологических рейтингов, которые в ряде случаев сводятся к перечням крупнейших загрязнителей или предприятий, систематически не соблюдающих природоохранные требования. Влияние рейтингов на природоохранную деятельность предприятий является положительным еще и потому, что они представляют собой упрошенные системы мониторинга и оценки результативности на основе статистических показателей и сопряжены с низкими затратами.

Большая часть действующих экологических рейтингов регионов или предприятий заключаются в оценке природоохранной деятельности предприятий и ее результатов с использованием цветовых ярлыков. Результаты рейтинга распространяются через средства массовой информации и периодически обновляются, что дает предприятиям дополнительный стимул к совершенствованию своей экологической политики и достижению целевых экологических показателей.

Основной предпосылкой развития систем публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия.

Системы рейтинговой оценки представляют собой эффективное дополнение правовому регулированию и усиливают его. Рейтинги позволяют:

– отразить в простой и доступной для понимания общественности форме результаты природоохранной деятельности регионов и промышленных предприятий;

– обеспечить доступ к достоверной экологической информации со стороны рыночных институтов и общества;

– оказать влияние на выполнение принципов и совершенствование целевых показателей экологической политики со стороны промышленных предприятий и администрации регионов под воздействием общественного мнения и средств массовой информации;

– поддерживать и развивать конструктивный диалог между контрольно-надзорными органами, администрацией региона, предприятиями и гражданским обществом для эффективного решения экологических проблем территорий.

Системы рейтинговой оценки соответствуют принципам, заложенным рядом многосторонних экологических соглашений в области совершенствования природоохранного управления с Принципом 10 Декларации Рио, а так же находятся в соответствии с положениями Орхусской Конвенции 1998 года ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию. Конвенция преследует цель создания окружающей среды, благоприятной для здоровья всех, защищая право каждого человека на доступ к экологической информации. Она четко обязывает Государства обеспечить более активное участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Отсюда следует, что экологические рейтинги работают в ключе целей Декларации Рио и на основе конкретных юридических обязательств.

Обычно, в основе рейтингов лежат четыре основных источника информации:

– статистическая отчетность промышленных предприятий;

– отчетность государственных надзорных органов, в том числе акты проверок и протоколы нарушений, а также данные о наложенных мерах и взысканиях;

– жалобы со стороны общественности;

– исследования (обзоры) и другие аналитические документы, в которых рассматриваются характеристики предприятий и их природоохранная деятельность.

Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.

Система рейтинговой оценки регионов и промышленных предприятий направлена на решение основных задач государственной политики в области экологического развития будет способствовать формированию эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти.

Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить: развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества. Экологические рейтинги должны отражать экологическую эффективность деятельности государственных надзорных органов, органов исполнительной власти и предприятий - природопользователей на соответствующих территориях посредством критериев, определяемых на основе системы объективных показателей и индикаторов.

В конечном счете, система рейтинговой оценки нацелена на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. Такой подход должен основываться на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

Участие в экологическом рейтинге со стороны предприятий и регионов является стимулом для совершенствования природоохранной практики, подчеркивает направленность к достижению экологической эффективности. Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Эти усилия будут сопровождаться совершенствованием процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учету при принятии решений на всех уровнях, в том числе в соответствии с международными конвенциями и соглашениями и, в конечном счете, способствовать внедрению современных рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Такое направление совершенствования природоохранной практики создаст институциональные условия для поэтапного внедрения системы декларирования соблюдения экологических требований, широкого проведения экологического аудита на фоне повышения экологической и социальной ответственности бизнеса.

С другой стороны, система экологических рейтингов создаст стимулы для совершенствования системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе внедрения методов учета негативного воздействия на окружающую среду с использованием автоматизированных систем, позволяющих своевременно получать достоверную информацию в режиме реального времени о состоянии окружающей среды.

Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.

Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.

Очерченные выше направления совершенствования практики эффективного природопользования через призму системы экологических рейтингов должны строиться при непосредственном участии граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Проблематика повышения эффективности природоохранной деятельности может только тогда сыть раскрыта и всесторонне обсуждена, если при принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности принимают участие все представители гражданского общества.

Здесь имеется в виду представительное участие и подробный учет законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, включая стратегическую экологическую оценку, а так же при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

В этой связи система экологических рейтингов будет служить надежным индикатором в процессе обеспечения открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях.

Система экологических рейтингов будет служить не только обеспечению публичности информации, но и давать оценку принятым целевым экологическим показателям, содержащимся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду на локальном и региональном уровнях. Информационная открытость в части негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий и предпринимаемых ими мер по снижению такого воздействия будет стимулировать развитие добровольных механизмов экологической ответственности, нацеленные на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

Система экологического рейтинга требует учета нескольких аспектов - это прежде всего то, что она должна быть построена на основе верифицируемых объективных единообразных параметров и являться источником более глубокого анализа и сравнения данных. На фоне стимулов к постоянному совершенствованию природоохранной практики, рейтинги показывают потенциал и перспективу перемещения в рамках структуры оценивания от худшей к лучшей оценке по нескольким возможным категориям. При этом, по возможности, следует избегать взвешивания параметров в виду их слабой корреляции, низкой степени верификации и необъективности.

В качестве основы системы составления экологических рейтингов должна существовать надежная система управления информацией, содержащая параметры, формирующие статистическую отчетность предприятия или региона. Эта система должна обеспечивать:

– достоверность и хранение показателей;

– возможность обмена информацией и обработку данных;

– представление результатов в цифровом и графическом виде.

Наиболее спорным вопросом может на первый взгляд показаться наличие таких параметров, как сумма штрафов, налагаемых на предприятие за нарушение предельно допустимых нормативов и сумма нанесенного окружающей среде ущерба.

Действительно, при взаимном понимании существующей практики участниками природоохранного регулирования предполагается, что система наложения штрафов и определения ущерба еще далека от совершенства и, что другого действенного механизма с использованием возможностей государственных надзорных органов вряд ли существует. И второе. Стороны понимают, что штрафы и размер убытков природной среде и компенсация здоровью населения еще настолько низки, что предприятия предпочитают оплачивать их, но не улучшать производственный процесс, а региональным властям реагировать на следствие, выраженное в росте специфических заболеваний, но не с самой причиной. В большей степени, это касается градообразующих предприятий, экономическая эффективность которых обратно пропорциональна инвестициям в экологию, а финансирование здравоохранения происходит из федерального и регионального бюджетов. В этом отношении рейтинги будут являться одним из очень немногих механизмов, которые позволят муниципальным и региональным властям бороться с этой практикой.

При этом совершенно очевидно, что удельные выбросы вредных веществ являются основными параметрами, которые следует контролировать для проверки соблюдения утвержденных нормативов выбросов и оценки результатов внедрения природоохранных мероприятий.

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки принятия управленческих решений в области рационального природопользования и экологии.

Объектом проводимого исследования являются управление развитием экологией и модернизацией управления в области охраны окружающей среды на региональном и локальном уровнях, показатели статистики с точки зрения их использования в рейтинговых расчетах, а так же методы и алгоритмы построения рейтинга регионов и предприятий. Цель работы - создание методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для формирования системы мониторинга эффективности управленческой деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и промышленных предприятий.

Повышение экологической эффективности региона или отдельно взятого предприятия может сыть достигнуты эффективным управлением теми элементами деятельности, продукции и услуг, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду. В одних случаях это может быть состояние атмосферного воздуха, в других, рост отходов и решение задач по их утилизации и переработке.

Показатели оценки экологической эффективности подразделяются в системе рейтинговой оценки на две категории:

– показатели экологической эффективности (ПЭЭ);

– показатели состояния окружающей среды (ПСОС);

Показатели экологической эффективности делятся на два типа:

– показатели эффективности управления (ПЭУ), обеспечивающие информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации;

– показатели эффективности функционирования (ПЭФ), обеспечивающие информацию об экологической эффективности функционирования организации.

Показатели состояния окружающей среды дают представление о фактическом или потенциальном воздействии на окружающую среду экологических аспектов деятельности и тем самым способствуют планированию и внедрению системы оценивания экологической эффективности. Оценка экологической эффективности и, следующие за ней экологические аудиты помогают руководству оценить экологическую эффективность и при необходимости идентифицировать области, требующие улучшения.

Малышевский А.Ф., доктор философских наук, председатель Общественного совета при Росприроднадзоре

Степанов К.А., кандидат экономических наук, председатель Национальной экологической аудиторской палаты

(Из доклада на международной конференции «Экологический аудит в России. Перспективы развития, 1 июня 2012 года, Москва)

Читайте eщe на эту тему:

Принцип составления экологических рейтингов