1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Российскому обществу нужна Орхусская конвенция

aurhuss needЕще 15 лет назад российские некоммерческие организации выступали против присоединения России к Орхусской конвенции. Экологическое законодательство тех лет давало больше прав и свобод в получении экологической информации и участии в принятии решений. Сегодня российскому обществу просто необходима эта конвенция.

Орхусская конвенция, или Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды была принята в 1998 году в Орхусе, Дания.

Впервые представители НКО, наравне с представителями правительств стран, были допущены к принятию участия в разработке конвенции.

Цель Конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

На каждую страну-участницу конвенции налагаются обязательства по принятию необходимых законодательных, регламентирующих мер для создания и поддержания чёткой, открытой и согласованной структуры для осуществления положений конвенции.

C 1998 года конвенцию подписали и ратифицировали более 40 стран западной и восточной Европы, центральной Азии (кроме Узбекистана). Россия подписала конвенцию, но до сих пор не ратифицировало ее, хотя официальные лица часто говорят о том, что работа по ратификации ведется.

Например, последнее упоминание о работе по ратификации Орхусской конвенции на официальном сайте Минприроды датировано ноябрем 2011 года.

«Минприроды России подготовлены проекты соответствующих Федеральных законов, предложения Министерства по ратификации Орхусской конвенции на данный момент находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти».

С тех пор ничего не изменилось – документы до сих пор находятся на согласовании в федеральных органах власти.

Кроме того, даже российские общественники в конце 1990-х выступали против присоединения к этой конвенции, поскольку согласно действующему на тот период российскому законодательству, любая намечаемая деятельность должна была пройти обсуждение с общественностью, кроме того, любая экологическая информация должна была быть открыта.

«В то время наше внутренне экологическое законодательство было настолько гармонизировано, и многие нормы были гораздо шире, чем конвенция. В то время ратификация конвенция ослабила бы многие пункты. 15 лет назад никто не мог предположить, что все экологическое законодательство будет изменено в худшую сторону до неузнаваемости», считает юрист ЭПЦ Беллона Нина Попарвко.

Доступ к информации

Одно из основных обязательств, предусмотренных Орхусской конвенцией - обеспечение свободного доступа к экологической информации и соответственно ответственность за ее сбор и распространение.

При соблюдении этой конвенции недостаточно провозгласить в законодательстве страны права граждан о доступе к информации или об участии общественности в принятии экологически значимых решений. Стороны Орхусской конвенции должны законодательно определить процессы и конкретные механизмы, которые обеспечивают реализацию таких прав.

Сторонам конвенции вменяется в обязанность создать эффективную систему, посредством которой любой гражданин или представитель общественности может запросить экологическую информацию у соответствующего государственного органа и получить ее в полном объеме и в разумные сроки. Кроме того, лицо не обязано обосновывать свой интерес и как-то объяснять свою заинтересованность, чтобы получить информацию.

Любое министерство или ведомство страны, которая является стороной Орхусской конвенции, обязано предоставить экологическую информацию в ответ на запрос отдельного лица или общественности.

Информирование и участие общественности

Еще одним принципом конвенции является вовлечение общественности в процесс принятия экологически-значимых решений, в разработку экологической политики, программ и планов действий.

Принятие конвенции значительно облегчит получение информации о намечаемой деятельности. Например, не надо будет лично ездить за несколько сотен километров в маленькие города и поселки областей, где находится то или иное производство, чтобы на месте ознакомиться с материалами проектов, выносимых на общественное обсуждение.

Сейчас компании отказываются вывешивать материалы на свои сайты, рассылать их и т.д. Поэтому заинтересованной общественности приходится лично приезжать на место и читать тома документации6 которую нельзя даже копировать и брать с собой.

В случае ратификации конвенции, компании обязаны были бы обеспечить максимальный доступ к такой информации, а также эффективно оповестить о намечаемой деятельности – использовать популярные информационные ресурсы, официальный вэбсайт компании и т.д. Сейчас это требование выполняется номинально: дается объявление в местной газете (обычно не с самым большим тиражом), причем это объявление еще нужно отыскать.

Кроме того, на обсуждение общественности должны будут выноситься не только новые проекты (новые производства), но и изменение технологий и производств на уже существующих объектах.

"Гармонизация российского законодательства в соответствии с нормами и принципами Орхусской конвенции будет способствовать более полной защите экологических прав граждан, поскольку будут механизмы, которые будут регулировать многие аспекты экологических прав граждан», - уверена Нина Поправко.

По ее словам, в апреле 2013 года экологические организации приняли решение о проведении «единого дня действий» с тем, чтобы в Год охраны окружающей среды привлечь внимание властей к необходимости ратификации международной конвенции.

«Единый день действий» пройдет во многих регионах России 25 июня – в дату подписания Орхусской конвенции в 1998 году.

Анна Киреева
(www.bellona.ru, 15.05.2013)

 

ОРХУССКАЯ КОНВЕНЦИЯ: ПРИСОЕДИНЕНИЕ РФ ЗАТЯГИВАЕТСЯ?

Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии России, полученного «Беллоной» следует, что не все органы власти готовы к присоединению Российской Федерации к Орхусской конвенции в 2013 году.

25 июня 2013 года исполняется 15 лет с момента принятия конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция), которая была подписана 38 странами в г. Орхусе в Дании в 1998 году. Российская Федерация активно участвовала в обсуждении конвенции, но ее не подписала. На сегодняшний день из стран СНГ к конвенции не присоединились лишь Россия и Узбекистан.

Поручения президента

Еще в июне 2011 года Дмитрий Медведев, занимавший пост Президента Российской Федерации, поручил правительству рассмотреть вопрос о присоединении к Орхусской конвенции. Однако в обозначенный президентом срок данное поручение выполнено не было.

Присоединение России к Орхусской конвенции также обсуждалось 15 марта 2012 года на выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, посвященном вопросам экологической безопасности и защиты окружающей среды.

В перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам мероприятия был включен вопрос о присоединении к Орхусской конвенции. Поручение в указанный срок не выполнено.

30 апреля 2012 года Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с планом действий по реализации вышеназванного документа, который утвержден Распоряжением Правительства от 18 декабря 2012 г. № 2423-р, присоединение к Орхусской конвенции запланировано на 2013 год.

Ответ Минприроды

5 июня 2013 года экологические активисты «Беллоны» получили ответ из Минприроды России, в котором говорится, что «в марте 2013 года Минприроды России совместно с МИД России представили в Правительство Российской Федерации предложения (законопроект) о присоединении к Орхусской конвенции ЕЭК ООН. Подготовка и согласование предложений со всеми заинтересованными государственными органами Российской Федерации (83 субъекта Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, 22 федеральных органа исполнительной власти), а также получение экспертных заключений, проведение общественных обсуждений, получение замечаний и предложений потребовали более года с учетом того, что высказанные замечания повторно согласовывались со всеми заинтересованными сторонами. Не все заинтересованные стороны высказали поддержку присоединению к Орхусской конвенции. В настоящее время изучаются аргументы сторонников и противников законопроекта».

25 июня – Единый День действий

Экологические активисты приняли решение о проведении 25 июня Единого Дня действий за присоединение к Орхусской конвенции.

В этот день проходят акции, цель которых – призвать органы власти Российской Федерации в 2013 году присоединиться к Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Как поддержать участием:

Подписать и распространить петицию

• Провести или присоединиться к акции в поддержку подписания Орхусской конвенции

Пожалуйста, присоединяйтесь к кампании!

Основные принципы Орхусской конвенции

Ниже представлены основная цель и общие положения конвенции ЕЭК ООН Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Орхусская конвенция (далее – Конвенция) самым непосредственным образом касается взаимоотношений между органами власти и общественностью.

Цель

– гарантировать права на доступ общественности к информации, участию в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, чтобы обеспечить права каждого человека настоящего и будущих поколений на жизнь в благоприятной окружающей среде.

Доступ к экологической информации

«Экологическая информация» – это информации о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; о таких факторах как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды.

Права общественности:

– любой человек может обратиться в государственный орган с запросом, не объясняя причин, для чего ему нужна информация;

– требовать от промышленных предприятий и коммерческих организаций информацию о выбросах загрязняющих веществ.

Обязанности государственных органов:

– предоставлять запрашиваемую информацию;

– активно распространять информацию, т.е. делать ее оперативной, доступной и своевременной;

– осуществлять сбор и хранение экологической информации, имеющей отношение к их деятельности;

– организовать национальные Реестры выбросов и переносов загрязняющих веществ, которые являются результатом деятельности хозяйствующих субъектов и могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды и на здоровье населения в конкретной местности.

Участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений

Основные направления общественного участия в соответствии с конвенцией: при подготовке планируемой деятельности, при разработке планов и программ, при подготовке проектов нормативных актов.

Права общественности:

– участие в обсуждениях и процедуре ОВОС;

– участие в разработке градостроительной документации и планов действий по охране окружающей среды;

– участие в обсуждении нормативных правовых актов.

Обязанности государственных органов:

– привлекать общественность на начальной стадии принятия решения, когда еще можно повлиять на принимаемое экологически значимое решение;

– обеспечивать эффективное информирование и обеспечить разумные сроки участия общественности;

– обеспечивать проведение ОВОС, если деятельность оказывает воздействие на окружающую среду;

– обеспечивать доступность информации, возможность подачи замечаний и надлежащим образом их учесть;

– привлекать граждан на этапе планирования градостроительной документации;

– опубликовывать и знакомить общественность с проектами правовых актов;

– предоставлять общественности возможность принять участие в обсуждении законопроектов.

Доступ к правосудию

Конвенция предусматривает внесудебные и судебные процедуры при решении вопросов, касающихся окружающей среды.

Права общественности:

– обращение с жалобой на неправомерное решение органа власти в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);

– подача заявления в прокуратуру;

– обращение к уполномоченному по правам человека;

– обратиться с жалобой или исковым заявлением в суд.

Обязанности государственных органов:

– гарантировать применение надлежащих механизмов правосудия и юридической защиты граждан, чьи права были нарушены, в том числе право на благоприятную окружающую среду, право на экологическую информацию, право на участие в принятии экологически значимых решений.

Комитет Конвенции по вопросам соответствия и соблюдения

После вступления Конвенции в силу, закрепленные в ней обязательства приобретают для сторон юридическую силу.

К основным полномочиям комитета можно отнести:

– определение стандартов по выполнению Конвенции;

– предоставление рекомендаций и выводов;

– общественность может обращаться по вопросам соблюдения конвенции.

Нина Поправко
(Беллона, 18/06-2013)