1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Президент России Владимир Путин подписал закон об аквакультуре

krabyДокумент устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, работающих в этой области. Согласно закону, аквакультура — деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием и выращиванием объектов аквакультуры. К ним относятся водные организмы, разведение, содержание и выращивание которых осуществляется в искусственно созданной среде обитания.

Искусственно созданная среда обитания — водные объекты, участки континентального шельфа России, участки исключительной экономической зоны РФ или сооружение, где разведение, содержание и выращивание объектов аквакультуры осуществляется с использованием специальных устройств или технологий. В документе даются также определения морской аквакультуры, рыбоводного участка, рыбоводной инфраструктуры, продукции аквакультуры, ремонтно-маточного стада, рыбоводного хозяйства.

В соответствии с документом рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком и актом выпуска. В документе прописываются требования к такому договору и акту выпуска. Договор заключается на срок от 5 до 25 лет по результатам торгов, порядок проведения которых устанавливает правительство России. Без проведения торгов право заключить безвозмездный договор имеют некоммерческие организации по сохранению водных биоресурсов.

Документ устанавливает положение о том, что осуществление товарной аквакультуры является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству. К товарной аквакультуре относится пастбищная, индустриальная, прудовая. Основные положения документа вступят в силу 1 января 2014 года.

(РИА-Новости, 03.07.2013)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЗАЙМУТ ПРИКОРМЛЕННЫЕ МЕСТА РЫБАКОВ.
ЮРИДИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ТЕПЕРЬ МОЖНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ВОДОЕМЫ

Глава государства подписал закон об аквакультуре, который, по мнению большинства экспертов, послужит стимулом к росту рыбоводства и переработки водных биоресурсов. Новый закон прямого отношения к любительской рыбалке не имеет; он регулирует выращивание и вылов рыбы индустриальными методами. Однако настораживает, что в законе не прояснен вопрос, какие именно и сколько водоемов могут быть приватизированы либо взяты у государства в аренду. А это значит, что доступ рыбаков-любителей к традиционным местам вылова в ряде мест может быть ограничен. Проблема платной рыбалки вновь станет актуальной.

Закон об аквакультуре ждали: он весьма актуален, например, для рыбозаводов. До сих пор в России не было единого подхода к отрасли, а предприятия брали водоемы в аренду, основываясь на региональных законодательствах (они не были единообразны) и постановлениях местных властей. Но разведение рыбы — процесс длительный. Например, осетру до товарного вида требуется 4 года, а до «царского» (он определяется по-старинному: «больше пуда», то есть 16 кг живого веса) — 8 лет. Для форели и стерляди сроки меньше, но тоже исчисляются годами.

Отсутствие федерального закона делало права рыбзаводов птичьими: власть в регионе могла смениться, а новая иногда расторгала договор аренды и отбирала водоем. Что грозило бизнесу крахом. В таких условиях на выращивание «царского» осетра решались немногие.

Наконец закон появился. В соответствии с документом рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Прописываются требования к договорам аренды водоемов у государства и муниципалитетов, устанавливаемым на сроки от 5 до 25 лет. В собственность или аренду водоемы отдаются только по результатам торгов, порядок проведения которых устанавливает правительство. Без их проведения право заключить безвозмездный договор имеют некоммерческие организации, занимающиеся сохранением водных биоресурсов.

Зам. редактора «Российской охотничьей газеты» Александр Лисицын не сомневается в том, что подписанный Путиным закон приведет к вымиранию любительской рыбалки. Люди, которые лишают прибыли предпринимателя (в конкретном случае рыбаки-любители), естественно, ему не угодны. «Цитируя Карла Маркса, можно с уверенностью сказать, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 300% прибыли», — заявил Александр Лисицын. По его мнению, закон об аквакультуре является попыткой государства создать противовес падению промышленной добычи рыбы в морях и океанах с целью заинтересовать бизнес внутри страны.

Новый закон поддерживает промышленность. Рыбы в стране явно не хватает, а расширение индустрии должно обеспечить высокие показатели в производстве. Что играет на руку потребителю: цены могут упасть.

В то же время закон ущемляет права рыбаков. Масштабная приватизация водоемов и прочих водных объектов сама по себе ограничит доступ любителей порыбачить к привычным местам. Но из текста закона неясно, какие именно и сколько водоемов могут быть выкуплены или арендованы. Учитывая, что реки и озера находятся в собственности государства, а оно может сдать их в аренду, бесплатных мест для рыбной ловли может вообще не остаться.

Вопрос о любительской рыбалке остается открытым. Формально обществу заявляют, что ловля рыбы является бесплатной, но фактически львиная доля мест, отведенных под нее, может быть отдана предприятиям или частникам. Но рыбакам-любителям не стоит впадать в отчаяние. В скором времени должен быть принят закон о любительской рыбалке. Надеемся, он урегулирует вопрос.

Роман Макаров
(Московский комсомолец, 07.07.2013)

ЭКСПЕРТЫ: ЗАКОН ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ СДЕЛАЕТ ОТРАСЛЬ ПРИБЫЛЬНОЙ В ПРИМОРЬЕ

Принятый закон об аквакультуре крайне важен для современной рыбной промышленности, он учитывает интересы все участников рынка, однако до его вступление в силу необходимо внести в статьи ряд корректив, считают эксперты.

Президент России Владимир Путин подписал закон об аквакультуре. Документ устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры, в том числе в части защиты прав и интересов лиц, работающих в этой области. Обсуждение закона началось еще в 1998 — 1999 годах, когда с наступлением экономического кризиса резко возросла экспортная ценность российских морепродуктов. Во Владивостоке рабочая группа занималась этим вопросом с 2002 года.

Закону нужны доработки

Закон в целом устраивает практически всех участников рынка, значительная часть поправок, предложенных ассоциацией аквакультуры, учтены. Однако некоторые пункты закона требуют уточнения, сообщил РИА Новости исполнительный директор Дальневосточной ассоциации аквакультуры Александр Платонов.

"Например, смущает пункт о праве собственности. В законе указано, что "рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами". И это "иное" тревожит рыбоводные хозяйства, так как чиновники всегда будут искать эти прочие условия", — сказал собеседник агентства.

По его словам, кроме того, в законе прописано, что "рыбоводные хозяйства... приобретают право собственности на добытые объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством,.... и актом выпуска...". Здесь трудность заключается в том, что в акты выпуска заложены состав и объемы водных ресурсов, которые зачастую предугадать невозможно.

"Также недостаточно прописан в законе вопрос охраны водных ресурсов. По сути, их должен охранять собственник участка. При этом в законе не указано, что фермер может применять какую-то силу в отношении нарушителей на его участке. В итоге — собственник участка вкладывает огромные деньги, затрачивает силы и время, а все выращенное на участке может быть украдено", — рассказал Платонов.

Он отметил, что при утверждении закона было предложено вынести вопрос охраны акваресурсов на отдельное обсуждение. Сейчас ассоциация рассматривает эту проблему и планирует настаивать на изменении статьи, либо выделении ее в отдельный закон.

"В целом же закон неплохой, с ним можно работать. Он хотя бы частично смог закрепить право собственности, и предприниматель чувствует себя более уверенно, дает большие возможности для начинающих. Закон начнет работать с 1 января 2014 года, и он, определенно, должен изменить к лучшему ситуацию с аквакультурой в регионе и в стране в целом", — сообщил Платонов.

Закон — союзник всех участников рынка

Принятие закона об аквакультуре, который так долго обсуждался, очень важно для современной промышленности. "Морские фермеры" получили право на собственность и на плоды своего труда, сообщил РИА Новости кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии шельфовых сообществ института биологии моря Дальневосточной академии наук Сергей Масленников.

"В законе хорошо прописано пастбищное выращивание. Это очень важно, так как данный способ дешевле других, и продукция на выходе получается более дорогая, элитная. Также ключевым положительным моментом закона стало то, что аквакультура была признана сельскохозяйственным видом деятельности", — сказал ученый.

По его словам, фермеры получат поддержку как сельскохозяйственные производители. Учитывая тот факт, что водная нива гораздо трудозатратнее, чем земельная, это — большой плюс для морских производителей. Также данный пункт снижает коррупционный фактор, так как аквакультура выходит из-под чрезмерного контроля Федерального агентства по рыболовству.

"Вопрос охраны акваресурсов прописан "рамочно", что позволяет вносить коррективы на местах — это экономит время и учитывает особенности местного законодательства", — рассказал Масленников.

Он отметил, что закон определяет поддержку промышленности, которая использует чистую воду — это одно из ключевых требований к усилению охраны окружающей среды. Аквакультура способна восстановить те потери морских ресурсов, которые ежегодно наносятся рыболовством.

"Аквакультура — это мировой тренд развития хозяйства, и этот закон сможет привлечь много иностранных инвесторов на Дальний Восток, так как он гарантирует возврат вложений. Инвестиционный цикл аквакультуры составляет два — три года, поэтому результат от этого закона потребители увидят через пять — десять лет. Но эти результаты стоят того: возрастет качество продукции, увеличится импортозамещение, кроме того, элитные морепродукты станут более доступными", — сообщил ученый.

Он подчеркнул, что принятие закона об аквакультуре — редкий случай, когда все — и рыбоводы, и чиновники, и наука — солидарны по большинству пунктов.

(РИА-Новости, 05.07.2013)

АКВАКУЛЬТУРУ В РОССИИ ТОРМОЗИТ СЛАБОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Развитие аквакультуры в России тормозит отсутствие финансовых кредитных механизмов длительного действия и недостаток технологий, адаптированных к местным условиям, сообщил РИА Новости генеральный директор Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центра), доктор технических наук Лев Бочаров.

Большой потенциал

"Сейчас в СМИ активно обсуждается развитие аквакультуры в нашей стране. Искусственное воспроизводство морских и пресноводных ресурсов позволяет обеспечить людей высокоценными, вкусными и питательными продуктами. В Приморском крае, например, еще десять лет назад учеными ТИНРО-Центра была разработана программа зарыбления пресноводных водоемов. В крае существует огромный потенциал для этой работы. Наличие сотен рек, озер, водохранилищ и карьеров позволяет разводить и снимать в качестве урожая ни одну тысячу тонн рыбы ценных пород", — рассказал Бочаров.

По его словам, расположенное в городе Лучегорске научно-экспериментальное хозяйство ТИНРО-Центра уже сегодня является источником получения молоди рыб для десятков небольших предприятий и индивидуальных пользователей. К сожалению, эта программа, несмотря на высокую оценку специалистов и администрации края, не получила целевого финансирования из регионального бюджета.

"Сегодня, когда государство начало наделять предпринимателей морскими участками для разведения морских ресурсов, следует ожидать положительного сдвига в данном направлении. Рыбохозяйственная наука много лет занималась разработкой технологий выращивания таких ценных объектов как трепанг, гребешок, мидия, устрица и так далее. Партнерами ученых выступали примерно четыре десятка организаций, которые с 80-х годов на свой страх и риск пытались создавать подобные хозяйства", — сказал Бочаров.

Он отметил, что в ближайшее время развитие этой отрасли в связи с ожидаемым выходом закона об аквакультуре и накопленным опытом будет прогрессировать более высокими темпами. Однако следует понимать, что даже после выхода федерального закона потребуется еще большая работа по нормативно-правовому обеспечению. Нужно будет решить много вопросов по организации деятельности хозяйств нового профиля.

Проблемы дефицита финансов

"Сейчас остро стоит вопрос наделения хозяйств земельными участками на берегу возле плантации марикультуры. Они необходимы для размещения жилья для работающих, гаражей для плавсредств, помещений для производственного оборудования и хранения продукции. Помимо этого, отдельной серьезной проблемой является организация охраны участков марикультуры, так как в прибрежных районах сильно развито браконьерство", — рассказал собеседник агентства.

По его словам, выращивание гидробионтов характерно тем, что первая продукция, первый "съем урожая" возможен, как правило, через четыре – пять лет, и только для водорослей этот срок составляет один – два года. Поэтому, чтобы организовать марикультурное хозяйство, необходимо вложить немалые денежные средства, отдача от которых начнется только через несколько лет. Следовательно, нужны либо собственные "длинные деньги", либо "длинные кредиты" под разумные проценты. А это делает весьма затруднительным бизнес в области марикультуры для небольших фирм и частных предпринимателей.

"Несмотря на многочисленные публикации в прессе советов о том, как надо развивать марикультуру, реальными технологиями, доведенными до нормативной документации, инструкций и технологических карт обладают на всем Дальнем Востоке две-три организации. Опыт Китая и других азиатских стран в области аквакультуры безусловно интересен, но попытки скопировать его в чистом виде оказались мало продуктивными. Связано это с тем, что чрезвычайно важно учитывать много показателей нашего региона и каждого района в отдельности", — отметил собеседник.

По словам Бочарова, в результате ученые и практики аквакультуры соглашаются в том, что практически каждому хозяйству требуется своя адаптированная технология разведения того или иного объекта. К сожалению, приходится констатировать, что государственного заказа на разработку технологий марикультуры сегодня практически нет. Например, в государственном заказе ТИНРО-Центра марикультурная тематика составляет 0,1%. Заказов от региональных бюджетов нет вовсе, а предприниматели, с трудом сводящие концы с концами, не в состоянии финансировать заказы для науки.

Тенденции

"Развитие аквакультуры – это, в первую очередь вопрос создания нормативно-правового поля этой отрасли. Также необходим финансовый механизм, обеспечивающий доступ хозяйств к "длинным деньгам". Эти вопросы не относятся к компетенции региональной власти и могут быть решены только на государственном уровне. Региональная власть может только чем-то поддержать конкретных предпринимателей. Для этого она должна создать систему преференций и поддержки малого и среднего аквакультурного бизнеса. Сегодня в крае есть проект такой программы, и администрация активно этим занимается", — сообщил Бочаров.

Он отметил, что в документах прописана поддержка тех, кто заинтересован в разведении морских гидробионтов. Но эта программа пока еще ни одного года не работала. В нее заложены деньги, но деньги относительно небольшие. Поддержка сводится к дотациям – на покупку рассады и оборудования (до 30%), либо к частичному компенсированию тарифной ставки по банковскому займу. Это только небольшая часть всех вложений предпринимателей, но можно сказать, что шаг навстречу развитию аквакультуры в Приморье уже сделан.

(РИА-Новости, 29.03.2013)