1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Система экологических рейтингов, как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности

vybrosyВ «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года отмечается, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится более 54 процентов городского населения в 40 субъектах Российской Федерации. Остается высоким объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Тенденция к ухудшению состояния почв и земель сохраняется практически во всех регионах. Возрастает количество отходов, которые направляются на размещение и не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот. При этом не соответствуют требованиям экологической безопасности условия хранения и захоронения отходов.

Подробнее...

Принцип составления экологических рейтингов

На дворе XXI век, и, пожалуй, каждый современный человек хоть раз задумывался об экологической ситуации, которая успела сложиться на нашей планете за прошедшие столетия. Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду является работа промышленных предприятий. От того, насколько она будет безопасной для окружающей среды, напрямую зависит и сохранность биоразнообразия на планете, и здоровье, и жизнь человека. О системе экологических рейтингов, как инструменте повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов, рассказывает председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Федорович Малышевский.

Подробнее...

Компенсационная комиссия ООН и возмещение трансграничного экологического ущерба

oonОрганизация Объединенных Наций осуществляет большую работу по охране окружающей среды на межгосударственном уровне. Хотя в Уставе ООН прямо не зафиксирована ее экологическая компетенция, она вытекает из универсальной правосубъектности ООН. В экологическую деятельность ООН вовлечены ее главные органы, специализированные учреждения и МАГАТЭ. В рамках системы ООН создаются различные вспомогательные структуры в форме комиссий, комитетов, программ.

Подробнее...

Проблемы доступа к генетическим ресурсам и совместного получения выгод их использования

bioraznjjbrazie3Многие годы представители западной цивилизации, путешествуя по странам Латинской Америки, Африки и Азии, собирали образцы флоры и фауны совершенно бесплатно. Отобранный генетический материал затем использовался в фармацевтике, сельском хозяйстве, парфюмерии, а готовая продукция продавалась также и в страны, откуда были взяты образцы генетических ресурсов (ГР), причем по обычной рыночной цене. Однако согласно нормам международного права природные ресурсы принадлежат государству, и отчуждаться представителями других государств они должны на возмездной основе, причем с особым учетом интересов коренных народов, проживающих на территории изъятия ГР.

Иными словами, развитым государствам следует платить или делиться технологиями в обмен на использование ГР развивающихся стран. Зачастую государства происхождения ГР предпочитают неденежные формы компенсации за доступ к ресурсам, например информационное обеспечение, дополнительное образование, участие в публикациях и заявках на патенты, лизинг или научно-техническую поддержку.

Подробнее...

Защита окружающей среды как основание ограничения основных прав и свобод человека

Любая современная конституция выполняет аксиологическую функцию, т.е. закрепляет систему ценностей общества и государства. В этом отношении особое значение приобретает исследование защиты окружающей среды в свете основных прав и свобод. Ограничения последних обусловлены необходимостью нахождения баланса этих противоречащих друг другу конституционных ценностей. Дополнительным доводом в пользу такого методологического приема служит неразработанность проблем, связанных с защитой окружающей среды, в отечественной науке конституционного права.

Подробнее...

Некоторые вопросы совершенствования эколого-правового образования

ZM Wystorobets 1Государственные образовательные стандарты высшего образования всех специальностей включают экологическое право. Специальная часть экологического права представлена в государственных стандартах темами: международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах. Но развитие права в этой части опережает стандарты. Уже сложилось понимание специальной части экологического права как комплексного научного направления, объединяющего отрасль международного права окружающей среды и сравнительно-правовые исследования зарубежного экологического права в одном учебном курсе. А изданного такого курса в России нет.

Подробнее...

О важности слова в праве на примере из практики юриста-эколога

golet3Одной из проблем современного права является иногда встречающееся несоответствие терминологической четкости понятийной определенности. В широком смысле данная проблематика проявляется в области взаимодействия языка и права. Настоящий материал представляет собой решение вопроса о трактовании на примере из практики. Юридический по сути, материал будет также интересен лингвистам, географам, биологам.

Подробнее...

Экологический правопорядок и европейская интеграция

ecoevropaПоэтапно, шаг за шагом, Европа пришла к тем качественным преобразованиям в политике и экономике, которые мы наблюдаем сегодня. Римский договор об учреждении ЕЭС 1957 г., Брюссельский договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии европейских сообществ 1965 г., Единый европейский акт 1986 г. послужили строительству новой Европы. Маастрихтский и Амстердамский договоры о Европейском союзе 1992 и 1997 гг. сконцентрировали еще больше европейского суверенитета, обеспечив широкие возможности участникам в обмен на обязательства с их стороны.

Подробнее...

Элементы системы экологического законодательства

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из упомянутого Федерального закона, других федеральных законов, а также, принимаемых в соответствии с ними, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2). Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются также международными договорами Российской Федерации (п. 4 ст. 2 того же Федерального закона).

Подробнее...

Межсекторальное сотрудничество: правовое закрепление экологических прав в Нидерландах

Осветить то, каким образом механизм государства функционирует в целом и выполняет свое назначение «... надежно гарантировать и охранять правопорядок, права и свободы, обеспечивать соблюдение обязанностей населением страны» [1] - задача, которая под силу лишь организованной группе. Совершенствование механизма защиты и реализации конституционных экологических прав граждан - это непрерывный процесс. Это принцип организации и одно из основных направлений деятельности природоохранных органов государства, общественных организаций.

Подробнее...