1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Энергия в никуда. России необходимо прийти к рациональному потреблению ресурсов

energetika7«В преходящем мире остается неизменной только мудрость». Эти слова, написанные великим польским писателем Болеславом Прусом в конце XIX века, относят к периоду до 3 тыс. лет до н.э., однако и в наши дни они сохраняют свою актуальность. Аксиоматичность знаний вопреки меняющемуся миру порождает прогресс, и место современного человека на пути к достижениям выражается в способности воспринимать и использовать полученную мудрость. В осмыслении значения энергетики в постиндустриальном обществе на смену идеологии доминирования углеводородного сырья приходит парадигма новой энергетики, в основе которой заложена концепция устойчивого развития и устойчивой энергетики для всех.

На фоне глобальных энергетических преобразований биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»).

Снижение интенсивности потребления энергоресурсов и повсеместное повышение энергоэффективности – необходимый инструментарий в основе построения базовых линий и базовый сценарий, с которого начинается модернизация энергетики.

На пути к переменам

Несмотря на мощный импульс, предпринятый российским правительством в последние годы в области политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и комплекс предпринятых мер по данному направлению, до сих пор остаются амбициозными цели по снижению энергоемкости экономики Российской Федерации к 2020 году на 40%. Промышленный сектор, а в нем сосредоточена преобладающая часть энергопотерь России (основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии), характеризуется недостаточной эффективностью. Согласно прогнозам потребности в энергопотреблении в России с 2009 по 2035 год, ситуация будет характеризоваться возможным увеличением потребности в энергопотреблении до 1,3% ежегодно. С целью выстраивания благоприятных сценариев развития национальной индустрии и экономики в целом необходим комплекс эффективных программных мер, направленных на снижение расхода энергии в энергобалансе страны.

Во многом процесс энергоэффективного развития включает в себя два подхода: реализация энергосервиса как ключевого элемента в формировании эффективной технологической платформы страны и разработка квалифицированной системы энергетического менеджмента в контексте разработки эффективных механизмов управления энергосбережением на производстве.

Несмотря на всю актуальность и значимость промышленной модернизации, современное законодательство в области энергоэффективности в России сосредоточено большей частью на бюджетном секторе и секторе жилых зданий. По словам директора ЦЭНЕФ И.А.Башмакова, сегодня для промышленности прописано фактически несколько пока слабых еще механизмов мотивации: крупные промышленные предприятия должны проводить энергоаудит и делать энергопаспорта, а, что гораздо важнее, не разрабатывать программы энергосбережения и реализовывать их (что исключает как таковую идею энергосервиса). При этом энергопаспорт представляет собой некий формальный документ, не обязывающий руководителей предприятий организовывать те мероприятия, которые в энергопаспорте прописаны. В этой связи в рамках рассмотрения тематики внутренних энергетических обследований представляется целесообразным формирование неких мотивирующих компонент, как, например, налоговые вычеты. Ввиду отсутствия четких требований к содержанию информации энергетических паспортов необходимо расширение непосредственно самих требований к энергетическому паспорту с целью привязки показателей энергоэффективности к единице выпущенной продукции в целях создания возможностей для последующего сравнительного анализа между объектами исследования.

Вопреки значительным преобразованиям, предпринятым Россией в последнее время в области повышения энергетической эффективности, а также созданным законодательным инструментам государственной поддержки энергосбережения, анализ текущего состояния в области энергоменеджмента в России сводится к необходимости повышения эффективности функционирования системы менеджмента энергии – как на уровне федерального правительства, так и на уровне конечных объектов. В этой связи целесообразно формирование целостного подхода: от развития эффективных систем ситуационного анализа как инструментов эффективного развития приоритетных направлений развития Российской Федерации до стимулирования внедрения квалифицированной системы проектного менеджмента и, в частности, энергетического менеджмента в контексте развития предприятий России. В настоящее время завершается работа над российским стандартом ГОСТ Р ИСО 50001: 2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (введение в действие планируется с 1 января 2013 года). В качестве приоритетного направления рассматривается понятие энергетической эффективности. Повсеместное применение данного стандарта будет также способствовать повышению экологической эффективности и энергетической безопасности на предприятиях.

Важной особенностью рассматриваемого стандарта (как и его международного аналога) является добровольный характер (согласно российскому законодательству в области технического регулирования национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере). Таким образом, встает вопрос об эффективности его использования и необходимости обязательного закрепления по соблюдению его требований на национальном рынке.

Второй этап предполагает преодоление барьеров, связанных с проведением внутреннего аудита в организациях. Сложившаяся практика выполнения мероприятий в области энергетических обследований вкупе со спецификой энергообеспечения ряда предприятий промышленного сектора России может явиться существенным препятствием по достижению обеспечения объективности и беспристрастности процесса аудита, а значит и функционированию всей системы энергоменеджмента в целом.

Немного о барьерах

Несмотря на то что энергетический сектор России обладает колоссальным потенциалом энергосбережения, пока он не может быть реализован в полной мере. Во многом это объясняется наличием ряда факторов, сдерживающих развитие энергосбережения и энергоэффективности в России. Данный перечень можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, это низкая осведомленность о возможностях повышения энергоэффективности и отсутствие соответствующих стимулов у руководителей предприятий/организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению. Во-вторых, отсутствие возможности доступа к долгосрочному недорогому финансированию и соответственно недостаточный опыт финансирования проектов. В-третьих, несоответствие динамики роста тарифов и динамики изменения цен на производственные товары. И в-четвертых, негибкие условия газо- и электроснабжения.

В первую очередь современному законодателю необходимо сосредоточиться на распространении необходимой информации о повышении энергоэффективности, а также на разработке мер, направленных на облегчение доступа к долгосрочному финансированию энергоэффективных проектов со стороны финансовых институтов. Это неизбежно повысит спрос на использование энергоэффективных технологий, в том числе и ведущего международного опыта в данной области.

По нашему мнению, ключевым барьером для энергоэффективного развития промышленного сектора Российской Федерации является специфика энергообеспечения большинства предприятий отрасли. Несоответствие динамики цен на энергоресурсы и промышленные товары делает менее значимой долю энергетических издержек в стоимости товаров. Так, например, в 2007 году цены на энергетические ресурсы выросли в среднем на 15%, в то время как во многих отраслях промышленности цена продукции возросла на 25–30%. Ситуация усугубляется отсутствием возможности у промышленных предприятий оплачивать энергопотребление «по факту». Те договоры, которые сейчас заключаются между промышленным потребителем и сбытовой компанией, носят плановый характер и предусматривают существенные штрафы за недопотребление, что противоречит всем принципам энергосбережения. По таким договорам промышленные предприятия авансируют электро- и газоснабжающие компании, что выгодно исключительно последним с точки зрения долгосрочных капитальных затрат и обеспечения бесперебойного снабжения. Но они также могут порождать низкую энергоэффективность и избыточное потребление энергии, если договорные лимиты неадекватно отражают реальный объем потребления, а у покупателей нет возможности перепродать полученный газ или электроэнергию. Некоторые предприятия вынуждены в рамках договоров заявлять количество энергоресурсов, превышающее реальное в 1,5 раза, так как снижение закупок энергоресурсов повлечет в дальнейшем снижение лимитов на них в следующем отчетном периоде. Поэтому компании зачастую больше заинтересованы в сохранении лимитов, чем в экономии электроэнергии и газа. А неиспользованную энергию, как правило, сжигают «на холостом ходу». В заключение стоит отметить, что на конец 2011 года ситуация с договорами на обеспечение предприятий энергоресурсами сдвинулась с мертвой точки. Причиной этого стало принятие постановления правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011 года № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Но пока изменения коснулись предприятий, установленная мощность энергооборудования которых не превышает 750 кВА, то есть представителей малого и среднего бизнеса. Тем не менее положительный вектор задан и стоит ожидать последующих изменений в данной области.

В этой связи уместными представляются предложения РСПП в правительство России, а именно: установление сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению/повышению энергетической эффективности; а также исключение ситуации, при которой после выполнения компанией программы по повышению энергоэффективности выставляются требования по оплате не потребленной в результате реализации программы электроэнергии. Возможное решение – утверждение на уровне правительства Российской Федерации типовых договоров, предусматривающих отсутствие необходимости у компании-потребителя электроэнергии (газа) оплачивать разницу между их законтрактованными и реально потребленными объемами, сформировавшуюся в результате реализации программы по энергосбережению/повышению энергетической эффективности.

Михаил Павлов,
руководитель сектора энергоэффективности и ВИЭ "Международного центра устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО
(Независимая газета, 11.12.2012)