1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пути внедрения экологичных моделей для повышения уровня энергоэффективности в России

vybrosy3Под влиянием многочисленных макроэкономических и иных обстоятельств (по большей части природоохранного характера) не только российское научное сообщество, но и представители российских органов власти уже не раз поднимали вопрос о необходимости внедрения для предприятий, осуществляющих выброс загрязняющих веществ в атмосферу (далее – «предприятия»), таких экономических механизмов, которые бы одновременно позволили стимулировать использование ими энергоэффективных технологий; не создавали значительной дополнительной нагрузки на государственный бюджет и способствовали защите окружающей среды от загрязнений.

Реализовать эти цели без ущерба для достигаемого результата можно было бы в рамках одной из описанных ниже моделей.

Модель 1: Платежи + «зеленое» распределение доходов

Основными элементами реализации данной модели являются следующие:установление и сбор платежей с предприятий («Сбор платежей»); распределение собранных поступлений (или их части) между предприятиями, которые участвуют в «зеленых» проектах или мероприятиях («Распределение средств»).

Для предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, соответствующая оплата должна была быть установлена применительно к тем выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, которые предприятия осуществляют в ходе своей деятельности.

Размер платы должен вычисляться на основании соответствующих нормативных актов, которые вводят данный платеж и отражать степень наносимого ущерба окружающей среде .Возможной формой, устраняющей дискриминацию предприятий является установление специального налога. Но для этого потребуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс . Эти изменения должны охватывать все важнейшие аспекты нового налога (включая его размер, процедуру уплаты и т.п.).Недостатком этого подхода является его относительная негибкость, связанная с процедурой внесения таких изменений.

Но, например, такой механизм сбора платежей как административные (не фискальные) инструменты не потребует внесения значительных изменений в существующее законодательство .

Одним из возможных и легко осуществимых механизмов может стать внесение поправок в постановление Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Основой для вычисления платы в этом документе является источник выбросов, объем выбросов и иные основные факторы, и такой порядок уже применяется к стационарным источникам. Подобный режим можно применить и к предприятиям, расширив перечень загрязняющих веществ (например, за счет двуокиси углерода).

Распределение собранных средств не является обязательным элементом указанных механизмов, но может стимулировать выполнение мероприятий или проектов по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу (то есть «озеленение»).

Есть множество способов «зеленого» распределения собранных средств, и мы не можем дать их полный обзор в данной статье. Однако краткое описание некоторых из них приводится ниже.

1.2. 1. «Активное озеленение»

Подход, который был бы наиболее близким к европейскому, заключается, например, в осуществлении «зеленых» проектов. «Зеленые» проекты могут относиться к инвестированию в научные разработки новых технологий в области эффективного использования топлива, снижения загрязнения воздуха, использования более экологичного топлива и т.п.

«Зеленые» проекты могут включать обновление инфраструктуры предприятия. Не секрет, что некоторые новые энергетические установки, используемые предприятиями, позволяют уменьшить выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Некоторые российские предприятия регулярно обновляют свое оборудование (иногда с помощью специальных ЭСКО). Такое обновление уже привело к положительному влиянию на общую эффективность производства и к снижению выбросов. Другим способом снижения выбросов и «зеленого» инвестирования является использование альтернативных видов топлива и пр.

Для осуществления «зеленых» проектов потребуется принять специальные постановления правительства России, в том числе: утверждающие список мероприятий, которые признаются «зелеными»; о порядке мониторинга и отчетности; о санкциях за невыполнение обязательств по осуществлению «зеленых» мероприятий.

Как альтернативное решение мы считаем, что в России было бы легче ввести фискальные стимулы с целью стимулировать предприятия инвестировать в применение более эффективного и экологичного оборудования.

В качестве примера, налоговое или таможенное законодательство может устанавливать, что с целью стимулировать российские предприятия покупать новое более энергоэффективное оборудование, можно ввести сокращенные сроки для списания оборудования по причине износа или снизить таможенные пошлины.

Модель 2: Система торговли квотами

Введение национальной системы торговли квотами на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в России будет сложным мероприятием, но в то же время создаст универсальный механизм управления не только промышленным сектором, но и другими отраслями экономики, где происходят значительные выбросы парниковых газов в атмосферу. Данный вопрос уже был поднят в правительстве РФ некоторое время назад. Однако представители Минэкономразвития России полагают, что не следует слишком оптимистично оценивать перспективу создания российского углеродного рынка, полагая, что он не начнет работать немедленно. На наш взгляд, такое предостережение означает, что российские политики отдают себе отчет в сложностях, сопряженных с созданием такого рынка, даже при наличии правовых возможностей для этого.

Вообще говоря, российская система торговли квотами стала бы идеальным решением не только для промышленного сектора, но и для других отраслей экономики, поскольку такая система соответствовала бы общим требованиям, применимым ко всем источникам выбросов в России.

Кроме того, российскую систему торговли квотами можно было бы объединить с механизмами Киотского протокола (в случае решения продолжить участие в нем), где предприятия могли бы использовать свои российские квоты в отношениях с международными покупателями и продавцами квот, выпущенных в рамках Киотского протокола.

Российская система торговли квотами (СТК) должна будет в качестве наиболее логичного отправного этапа, помимо прочего, ввести ограничения на выбросы парниковых газов предприятиями.

Внутри ограничения на суммарный выброс каждый участник СТК получает определенное количество квот, а также имеет право продавать или покупать квоты у других участников. Если участник выполняет «зеленые» проекты и тем самым снижает свои выбросы, он может продать освободившиеся квоты другим предприятиям или сохранить квоты на будущие периоды. На начальном этапе действия СТК определенное количество квот, вычисленное на основе фактического выброса данного участника, должно выдаваться ему бесплатно. На последующих этапах бесплатно выдаваемое количество квот может быть уменьшено, что стимулирует осуществление проектов по снижению выбросов. В конце каждого отчетного периода участники должны предоставлять квоты для погашения в количестве, равном их фактическому выбросу за этот период. Представляется также, что количество бесплатно выдаваемых квот российским и зарубежным участникам должно напрямую зависеть от затрат на осуществляемые ими «зеленые» проекты и мероприятия.

В случае невыполнения или недостаточного выполнения обязательств по погашению квот или нарушения других условий СТК участник должен выплатить штраф или подвергнуться иным санкциям.

СТК в России может быть, среди прочего, введена принятием соответствующих поправок к Постановлению Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Поправки должны регламентировать следующие элементы системы торговли квотами: какие отрасли экономики и/или организации участвуют в системе торговли; как обеспечить переход от «нормативов» выбросов к системе торговли «квотами» на выбросы; первоначально выдаваемое количество квот (в том числе выдаваемое участникам бесплатно), процедура первоначального распределения квот; каким образом количество квот у данного участника зависит от произведенного в результате его деятельности фактического выброса парниковых газов; административные органы и полномочия; права участников на покупку и продажу квот; требования мониторинга и отчетности; и санкции за невыполнение обязательств по «озеленению».

Макс Гутброд,
доктор наук, партнер московского офиса фирмы Baker & McKenzie
Сергей Ситников,
кандидат юридических наук, советник московского офиса Baker & McKenzie
(Независимая газета, 10.09.2013)