1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Саммит "Рио+20": будущее, которого хотят не все

rio20Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20» прошла 20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро. Через 20 лет после первой конференции по окружающей среде и развитию страны вновь встретились, чтобы обсудить проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.

Полтора года подготовки саммита, три дня выступлений лидеров стран и почти миллион печатных листов документов... Тем не менее оценки результатов конференции различны. Страны-участницы заявляют о готовности продолжать путь к «будущему, которого мы хотим», в то время как гражданское общество настаивает, что будущее, описанное в итоговом документе, им совсем не нужно.

Итоговая декларация саммита – 283 параграфа на 49 страницах – сильно отличается от так называемого "нулевого варианта" текста, представленного в январе 2012 года, и дело не только в его длине - 24,6 тысячи слов против 7,2 тысячи. К последней официальной сессии подготовки к саммиту на высоком уровне, проект итогового текста был согласован всего на 40%, и Бразилия как страна-хозяйка организовала интенсивные неформальные консультации на основе своей версии текста, в которую вошли все согласованные формулировки и компромиссные формулировки по всем оставшимся острым вопросам.

В итоге после долгого и напряженного обсуждения выстояли, в частности, решение о запуске процесса разработки Целей устойчивого развития, которые в 2015 году должны "сменить" Цели развития тысячелетия, и решение о создании нового форума высокого уровня по устойчивому развитию при Генассамблее ООН. Кроме того, стороны призвали Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили ВВП, а также договорились расширить членство в совете Программы ООН по окружающей среде (UNEP), не повысив, тем не менее, ее статуса до специализированной организации в системе ООН.

Вместе с тем, странам не удалось принять решение по защите биоразнообразия в международных водах, а параграф, посвященный отказу от субсидий добычи ископаемого топлива, по словам экспертов организации Oil Change International, просто повторяет текст решения, принятого странами "Большой двадцатки" на саммите в Питтсбурге в 2009 году.

Итоговый текст сами страны называли и "наименьшим общим кратным" слишком разных позиций, и тонким компромиссом, любая попытка нарушить который приведет к коллапсу всей конференции. Возможно, одну из самых удачных формулировок выбрал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, который назвал проект итогового документа "приемлемым для большинства участников".

В это большинство, очевидно, не входили общественные организации, которые тщетно пытались привлечь внимание к тому, насколько слабым и неадекватным оказался итоговый документ саммита. В частности, в выступлении своего представителя на первом пленарном заседании они публично "отреклись" от текста и потребовали убрать из его первого абзаца слова "при активном участии гражданского общества".

За этим последовали петиции под заголовками "Будущее, которого мы не хотим", открытые письма от руководства крупнейших экологических и общественных организаций и даже акции протеста на территории центра, где проходила конференция - на одной из них представители молодежи от имени крупного бизнеса и корпораций "благодарили" участников саммита за то, что те подарили им будущее, которого они, корпорации, хотели.

Кроме того, о недовольстве общественных организаций говорили и представители "Диалогов об устойчивом развитии" - серии специальных мероприятий, которые Бразилия провела в преддверии конференции на высоком уровне. В числе экспертов, направленных от "диалогов" на круглые столы с участием глав государств и правительств, были, в частности, экс-президенты Ирландии и Чили Мэри Робинсон и Мишель Бачелет, а также экс-премьер Норвегии Гро Харлем Брундтланд.

Однако все эти усилия были напрасны. Гендиректор Greenpeace International Куми Найду назвал невероятным тот факт, что лидеры стран, "по сути, не провели ни часа в переговорах по поводу текста", этим занимались только профессиональные переговорщики. "Главы государств просто использовали этот саммит как возможность сфотографироваться в удачном месте... я думаю, люди будут называть этот саммит не "Рио+20", а "Рио минус 20", - сказал Найду.

Хотя переговорные залы принесли гражданскому обществу мало поводов для радости, за их дверями на "Рио+20" произошло довольно много важных событий. По данным ООН, общий объем заявленного финансирования для проектов устойчивого развития сельского хозяйства, энергетики и транспорта, снижения рисков природных катастроф, лесной политики и других направлениях превысил 510 миллиардов долларов. В общей сложности правительства стран, бизнес, общественные организации и университеты представили более 690 новых целей и проектов в сфере устойчивого развития и "зеленой" экономики.

В каком-то смысле саммит "Рио+20" оправдал ожидания экспертов, большинство из которых прогнозировали лишь незначительный прогресс или даже полное его отсутствие. Так, сопредседатель Международной ресурсной панели ООН Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в ходе своего визита в Москву в мае заявлял, что его прогноз по итогам конференции плохой, поскольку странам из-за серьезных разногласий едва ли удастся даже вновь закрепить принципы декларации Рио-92.

Сам генсек ООН Пан Ги Мун на одной из пресс-конференций перед саммитом отмечал, что, по его мнению, "программой минимум" конференции должно стать решение о начале работы над Целями устойчивого развития - и эта "программа минимум" была успешно выполнена.

Министр окружающей среды Бразилии Изабелла Тешейра на пресс-конференции в среду преподала журналистам неожиданный урок истории, напомнив, что заголовки материалов в газетах июня 1992 года о саммите, который сейчас считается истоком всего процесса перехода к устойчивому развитию и "зеленой" революции, начинались со слова "разочарование". Таким образом, министр, по-видимому, рассчитывала убедить всех в том, что роль и значение саммита 2012 года еще предстоит осмыслить.

В последний день саммита Тешейра, объявив о создании в Рио-де-Жанейро центра проблем устойчивого развития, отметила, что теперь город будет ждать саммита "Рио+40".

ИТОГИ "РИО+20" УКРЕПЯТ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ

Итоги конференции "Рио+20" могут помочь РФ, у которой нет единой стратегии устойчивого развития, создать "более целостное представление" по этому вопросу, заявил на пресс-конференции советник президента, спецпредставитель по климату Александр Бедрицкий.

"Я думаю, что итоги этой конференции (в Рио), наверное, будут основанием для модификации взглядов и более целостного представления этой проблемы в контексте совокупности (уже принятых) решений", - добавил советник президента.

Бедрицкий отметил, что "правовая основа реализации" принципов устойчивого развития в России создавалась на протяжении последних 20 лет, упомянув, в частности, решения 2008-2011 года по повышению энергоэффективности и доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе, климатическую доктрину и другие документы.

Главный исполнительный директор "Сахалин Энерджи" Андрей Галаев, возглавляющий управляющий комитет российской сети Глобального договора ООН, отметил, что такая единая стратегия РФ могла бы быть очень полезной.

"Конечно, такой документ был бы очень полезен. Но нам его отсутствие серьезно не мешает работать. Здесь ведь очень важно, чтобы инициатива исходила не сверху вниз, а снизу вверх - от бизнеса к общественным организациям и правительствам", - сказал Галаев.

При этом, по его словам, в развитии корпоративной социальной ответственности российского бизнеса есть как элементы "дани моде", так и осознание реального экономического смысла этих действий.

"Есть те, кто только провозглашает эти принципы, а каких-то действий не видно. Но с другой стороны, есть уже очень много представителей бизнеса, которые занимаются совершенно реальными, практическими вещами. Это не голословное утверждение, поскольку мы как представители российской сети Глобального договора ООН работаем с теми компаниями, которые на добровольной основе принимают на себя принципы корпоративной социальной ответственности и делают практические шаги", - сказал собеседник агентства.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Устойчивое развитие - развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.

В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) экологические проблемы редко включались в повестку дня международного сообщества. Организация уделяла основное внимание проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, стремясь, в частности, к тому, чтобы развивающиеся страны, осуществляли контроль над своими ресурсами. В течение 1960-х годов был заключен ряд соглашений по проблеме загрязнения морей, особенно в результате разлива нефти. С тех пор по мере появления все новых свидетельств ухудшения окружающей среды в глобальном масштабе росла обеспокоенность международного сообщества в связи с влиянием развития на экологию планеты и благополучие человека. Организация Объединенных Наций (ООН) выступала как основной выразитель озабоченности по поводу состояния окружающей среды и главный сторонник "устойчивого развития".

В 1972 году на проходившей в Стокгольме (Швеция) Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды был впервые включен в международную повестку дня. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.

В 1973 году было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако усилия по внедрению экологических задач в национальное экономическое планирование и процесс принятия решений продвигались медленно. В целом состояние окружающей среды продолжало ухудшаться, а такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, при этом возрастали темпы уничтожения природных ресурсов.

В 1980-х годах состоялись переговоры между государствами-членами по экологическим вопросам, в том числе по договорам о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1983 году, привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе комиссии Генеральной Ассамблее в 1987 году была выдвинута новая концепция устойчивого развития, как альтернативы развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.

Рассмотрев этот доклад, Генеральная Ассамблея предложила провести конференцию Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию - встречу на высшем уровне "Планета Земля".

3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая провозгласила, что "для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него". Декларация содержит 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

На конференции в Рио-де-Жанейро была принята "Повестка дня на ХХI век" - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения.

В "Повестке дня на XXI век" разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и программ для достижения устойчивого равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь; описываются некоторые методы и технологии, которые нужно разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.

Важной темой "Повестки дня на XXI век" является необходимость ликвидации бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для стабильной жизни.

"Повестка дня на XXI век" призвала правительства принять национальные стратегии устойчивого развития.

По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) с целью обеспечения эффективной последующей деятельности в декабре 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию.

С 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая произвела оценку достижений, изменений и новых проблем, возникших за период, прошедший после встречи на высшем уровне "Планета Земля" 1992 года. Это был саммит "осуществления", призванный трансформировать цели, обещания и обязательства "Повестки дня на XXI век" в конкретные, практические действия.

Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств.

Уникальность и существенное значение итогов встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.

В июне 2012 года, спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, страны вновь встретились на саммите "Рио+20", чтобы обсудить проблемы "зеленой" экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.

(По материалам РИА-новости)