1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Климат приобрел новые очертания

lima-forumЗавершившаяся в Перу конференция ООН по климату утвердила черновой документ будущего посткиотского соглашения о снижении выбросов парниковых газов (намечено к принятию в Париже в следующем году). Критики назвали документ "обтекаемым" — большая часть спорных вопросов отложена для обсуждения на следующих мероприятиях. Тем не менее впервые в истории климатических переговоров появился утвержденный всеми 195 сторонами переговорного процесса документ, в котором обязательства по снижению выбросов готовы взять на себя не только развитые, но и развивающиеся страны.

Одобренный в Лиме черновик нового посткиотского соглашения был его четвертым вариантом. Первые три проекта не устроили, прежде всего, развивающиеся страны. По их мнению, обязательства развитых стран (в том числе, по финансированию) там были представлены слишком слабо, а пункты о покрытии ущерба из-за последствий изменения климата были изложены крайне невнятно. Появившийся в результате сложных переговоров четвертый вариант соглашения, получивший название Lima Call for Climate Action (Призыв Лимы к климатическим действиям), был представлен ночью с субботы на воскресенье и утвержден делегатами сразу после прочтения.

"Текст не совершенен, но он содержит согласованные позиции стран",— подвел итог президент конференции Мануэль Пульгар-Видаль. Член российской делегации, начальник отдела департамента международных организаций МИД РФ Олег Шаманов назвал черновик соглашения "вполне рабочим документом, открывающим дорогу к дальнейшим переговорам в 2015 году". Глава климатической программы Института Мировых природных ресурсов (World Resources Institute) Дженнифер Морган полагает, что глобальное климатическое соглашение теперь выглядит вполне достижимым.

Главное в новом соглашении — обязательства по снижению выбросов берут на себя не только развитые государства (как это было в Киотском протоколе), но и развивающиеся. Взамен богатые страны обязуются помогать им финансово и технологически — в том числе, поддерживая программы по снижению выбросов и адаптации к изменению климата и финансируя программы покрытия убытков и ущерба от последствий климатических изменений, уже затронувших ряд наиболее уязвимых стран (например, маленькие островные государства). Конкретные цели снижения выбросов парниковых газов страны должны будут назвать к середине 2015 года. После этого секретариат конференции ООН рассмотрит "заявки" на снижение, посчитав, какой эффект будут иметь объявленные меры — пока ученые настаивают на ограничении роста глобальной температуры на планете в пределах двух градусов Цельсия.

В Лиме решение по ряду важных пунктов будущего соглашения было отложено "на потом". Среди них — вопрос о юридическом статусе будущего Парижского протокола — насколько обязательным и "жестким" будет новое соглашение (США лоббирует "мягкую" версию ввиду того, что любые внешние ограничительные меры будет сложно ратифицировать при нынешнем составе Сената). Второй отложенный вопрос — конкретный график платежей и обязательства по наполнению Зеленого климатического фонда, средства которого должны пойти на помощь развивающимся странам. Пока в фонде лишь $10 млрд — при том что общая сумма климатического финансирования должна достигнуть к 2020 году $100 млрд.

Примечательно, что двухнедельная конференция в Лиме стала самым углеродоемким климатическим саммитом — ее общие выбросы в восемь раз превысили показатель саммита в Копенгагене 2009 года и в два раза — конференции ООН в Канкуне 2010-го. Для целей конференции были возведены временные сооружения на территории площадью в 11 футбольных полей — на месте тренировочного полигона армии Перу. В результате было выброшено 50 тыс. тонн СО2 — что, по данным Guardian, эквивалентно выбросам Китая за три минуты и Перу — за шесть с половиной часов.

Ангелина Давыдова, Лима
(Коммерсантъ, 16.12.2014)

 

РОССИЯ ДЕНЕГ НА КЛИМАТ НЕ БРОСАЕТ

Внешнее и внутреннее финансирование снижения выбросов в РФ оказалось под вопросом

Дальнейшее финансирование мер по снижению выбросов парниковых газов и программ низкоуглеродного развития в РФ поставлено под угрозу, признают российские чиновники и эксперты, участвующие в проходящей в Лиме (Перу) климатической конференции ООН. Из-за санкций в отношении РФ ряд потоков глобального "зеленого" финансирования стал недоступен для России. Одновременно из-за нарастающих проблем с российским бюджетом урезаются ассигнования на внутренние программы повышения энергоэффективности и снижения выбросов.

Дальнейшее финансирование мер по снижению выбросов парниковых газов и программ низкоуглеродного развития в РФ поставлено под угрозу, признают российские чиновники и эксперты, участвующие в проходящей в Лиме (Перу) климатической конференции ООН. Из-за санкций в отношении РФ ряд потоков глобального "зеленого" финансирования стал недоступен для России. Одновременно из-за нарастающих проблем с российским бюджетом урезаются ассигнования на внутренние программы повышения энергоэффективности и снижения выбросов.

В рамках проходящей в Лиме климатической конференции ООН делегация РФ подтвердила свои планы в этой сфере: это снижение выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года на 25% к 2020 году и на 30% — к 2030-му; повышение доли использования биотоплива транспортом с 0% до 8% к 2018 году; рост уровня энергетической утилизации отходов сельского хозяйства, пищевой и лесной отрасли с 3% до 80% к этой же дате. Советник президента РФ по климату Александр Бедрицкий и начальник отдела энергоэффективности и экологии Минэкономики Владимир Максимов рассказали на конференции о том, что именно предстоит сделать российским чиновникам для снижения выбросов на федеральном и региональном уровне (напомним, соответствующий план мероприятий был принят правительством РФ в апреле этого года).

Однако реализации всех этих планов могут помешать новые проблемы — на этот раз финансовые. По словам Георгия Сафонова из НИУ ВШЭ, внешние и внутренние источники средств для работы по снижению выбросов практически иссякли. По его словам, ряд международных источников финансирования, в том числе средства Глобального экологического фонда (GEF), стали временно недоступны из-за внешнеполитической ситуации — финансирование новых и даже уже утвержденных проектов в РФ заморожено. Межправительственные финансовые механизмы из-за санкций сейчас также перестали действовать. Так, по данным "Ъ", еще в начале 2014 года РФ находилась в довольно продвинутой стадии переговоров с Японией по поводу соглашения о сотрудничестве в рамках внекиотского механизма двусторонней торговли Joint Carbon Mechanism ("Совместный углеродный механизм"), утвержденного еще в 2012 году в Дохе. Но сейчас этот проект заморожен. В новом климатическом посткиотском соглашении (должно быть утверждено в 2015-м и вступить в силу в 2020-м) способы финансирования, в которых могла бы поучаствовать РФ, пока не предусмотрены. Что касается совместных проектов в рамках первого периода действия Киотского протокола, то они недоступны из-за непринятия РФ обязательств в рамках второго периода этого соглашения (напомним, Россия установила только внутреннюю цель по выбросам).

Одновременно из-за ожидаемых в 2015 году проблем с российским бюджетом появились сложности и в части собственных средств. Как рассказал "Ъ" Владимир Максимов, для реализации плана по снижению выбросов к 2020 году предполагалось разработать проектный механизм мер по киотской модели. "Мы хотели совместить проекты по снижению выбросов с программами в области энергоэффективности, используя деньги, выделяемые бюджетом на последние (5,5 млрд руб. в 2014-м), однако в законе о бюджете на 2015 год таких средств уже нет",— говорит Владимир Максимов.

Нехватка денег "на климат" уже заставляет корректировать отдельные целевые показатели в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, в рамках конференции в Лиме Владимир Максимов предположил, что ранее заявленная цель снижения энергоемкости на единицу ВВП на 40% к 2020 году вряд ли будет достигнута, доля же ВИЭ в энергобалансе, скорее всего, составит к этой дате 2,5% вместо ожидавшихся ранее 4,5%.

Ангелина Давыдова, Лима
(Коммерсантъ, 15.12.2014)

 

ЧЕРНОВИК ОТ «МАТЕРИ-ЗЕМЛИ»

От переговоров в Перу ждут проекта посткиотского соглашения по климату

1 декабря в Лиме (Перу) начинается очередная сессия переговоров ООН о новом климатическом соглашении, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу в 2020 году. Большая часть экспертов ожидает по ее результатам появление «реального» переговорного черновика соглашения. Место проведения конференции также окажет влияние на ее тематику — важными вопросами станут международные программы по тропическим лесам, а также права коренных народов и местных сообществ.

Страны Латинской Америки традиционно занимают активную позицию в климатическом переговорном процессе. Один из важнейших вопросов для региона — проблема сохранения тропических лесов от вырубок с целью развития сельского хозяйства или добычи полезных ископаемых. Для большинства латиноамериканских стран крайне важен и вопрос сохранения прав коренного населения на землю и ресурсы, а также местного самоуправлениями природными экосистемами. Примечательно, что многие из делегаций и общественных организаций региона занимают довольно левую и антиглобалистскую позицию, выступая в том числе против механизмов рыночной экономики в управлении ресурсами (введение стоимости услуг экосистем, торговля разрешениями на выбросы, углеродные рынки).

Напомним, в 2011 году в конституцию Боливии были внесены поправки, гарантирующие «Матери-земле» (название происходит от культа, символизирующего единение человека с природой и распространенного среди индейцев региона) ряд прав, в том числе на жизнь и существование, на чистый воздух и воду, на защиту от загрязнений, на поддержание баланса и осуществление циклов жизни без вмешательства человеческой деятельности. В результате параллельно с основными переговорами в Лиме пройдет и так называемый народный саммит, на котором организации и местные сообщества представят свои варианты решения климатической проблемы.

Но основной темой двухнедельной встречи станет разработка нового, посткиотского, климатического соглашения, принятие которого ожидается уже в следующем году в Париже и которое должно будет вступить в силу к 2020 году. Переговоры о новом соглашении идут уже не первый год — первоначально его принятие планировалось еще в 2009-м в Копенгагене, но саммит, несмотря на присутствие первых лиц многих стран мира, оказался неудачным. Сейчас, как полагают многие эксперты, процесс находится в намного лучшем состоянии. «У нас уже есть финансы и технология для немедленных эффективных действий, так что вопрос только в политической воле правительств»,— заявила в преддверии конференции исполнительный секретарь климатического органа ООН Кристиана Фигейрес.

«Встреча в Лиме — своего рода барометр климатического процесса ООН, по ее результатам должен появиться реальный переговорный текст будущего соглашения. Если этого не произойдет, то это станет предвестником провала переговоров в следующем году в Париже»,— сказал "Ъ" представитель российской официальной делегации глава отдела департамента международных делегаций МИДа Олег Шаманов.

Сейчас климатический переговорный процесс ООН характеризуют две разные и принципиально важные тенденции, отмечает руководитель программы «Климат и энергетика» «WWF Россия» Алексей Кокорин: «С одной стороны, все больше стран объявляют о впечатляющих национальных решениях и планах низкоуглеродного развития, с другой, почти все крупнейшие страны не хотели бы, чтобы их национальные решения были зафиксированы как юридически обязывающие в рамках нового соглашения». Поэтому компромиссным вариантом может быть то, что вклады по выбросам не войдут не только в ратифицируемую часть нового соглашения, но и в решения ООН (не требующие ратификации) и будут фигурировать лишь в информационном приложении, полагает эксперт. В результате наблюдатели ожидают, что в Париже будет принято только сугубо рамочное или базовое соглашение о намерениях, которое не будет содержать данные о численных параметрах выбросов стран — более детальные вещи могут согласовываться странами отдельно как на многосторонней, так и на двусторонней основе, как в рамках ООН, так и вне их.

Отметим, что Россия поддерживает идею фиксации в самом новом соглашении численных параметров снижения или ограничения выбросов крупнейшими странами. «Если мы хотим всеобъемлющее, надежное соглашение, которое будет представлять собой основу для дальнейшей долгосрочной политики государства в области климата, то все должно делаться комплексно, с учетом современных реалий и при неукоснительном соблюдении правил процедуры»,— полагает Олег Шаманов.

Ангелина Давыдова
(Коммерсантъ, 01.12.2014)