1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Климатическая конференция ООН вместо Фиджи открылась в Германии

sol-vsryshkiВ Бонне (Германия) начала работу очередная сессия климатических переговоров ООН (COP23). Официальная повестка саммита — работа над правилами реализации Парижского соглашения, в том числе его экономическими механизмами, попытка уговорить страны повысить уровень климатических обязательств, а также наращивание помощи развивающимся странам. Важнейшими темами для обсуждения вне переговоров станут постепенный отказ стран мира от использования угля и будущее глобального климатического режима после объявления о выходе США из Парижского климатического соглашения.

РФ открывает в Бонне собственный павильон и впервые за историю климатических переговоров проводит более 20 мероприятий — с целью разъяснения зеленой политики страны и демонстрации достижений в области низкоуглеродного развития.

Формально председателем COP23 является островное тихоокеанское государство Фиджи (ему в наибольшей степени и угрожает затопление из-за повышения уровня Мирового океана), однако из-за логистических сложностей в ООН приняли решение перенести конференцию в Бонн, где как раз и располагается офис Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), организующей переговоры. Ожидается, что в ближайшие две недели в Бонне соберутся около 20 тыс. делегатов, в том числе канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон, бывший вице-президент США Альберт Гор, бывший и настоящий губернаторы Калифорнии (Арнольд Шварценеггер и Джерри Браун), а также посланник ООН по климату Леонардо Ди Каприо.

Основная задача официальных делегаций — проработка дальнейших правил реализации Парижского соглашения (ПС), прежде всего в области мониторинга и отчетности о выбросах. Также в повестке поиск экономических механизмов, которые бы предполагали передачу или продажу сокращений выбросов парниковых газов (к конференции в Бонне свои предложения по рыночным и нерыночным механизмам для нового климатического соглашения направила и РФ). Напомним, что ПС, утвержденное в декабре 2015 года в Париже, приходит на смену Киотскому протоколу в 2021 году.

Еще одна важная задача на ближайшие две недели — дальнейшее наполнение климатических фондов, средства которых расходуются на снижение выбросов и адаптацию к изменению климата в развивающихся странах. Буквально в первый день работы конференции о своем вкладе в $50 млн в Адаптационный фонд объявила Германия. Еще в Копенгагене в 2009 году участники соглашения пообещали собирать ежегодно по $100 млрд для помощи развивающимся странам. В 2010–2015 годах финансирование мер адаптации в развивающихся странах по различным международным каналам (включая климатические фонды ООН, помощь стран международному развитию, программы банков развития) выросло с $4,5 млрд до $25 млрд. По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP), к 2030 году развивающемуся миру на цели адаптации потребуется не менее $140 млрд, а после 2050 года — и более $500 млрд в год. Альтернативой выступает невозможность проживания людей на больших территориях Азии и Африки и необходимость переселения сотен миллионов человек.

Организаторы конференции — прежде всего Фиджи и другие климатически уязвимые страны, наряду с ЕС, также предлагали включить в повестку и возможность пересмотра и ужесточения климатических обязательств стран. Против, однако, выступили сильнейшие развивающиеся страны (Индия, Китай, страны Персидского залива). В целом, по словам директора программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, государства по-прежнему ставят в приоритет экономическое развитие, продвижение своих технологий, энергонезависимость, решение экологических проблем (например, загрязнения воздуха), и более радикальные действия по снижению выбросов возможны не раньше, чем через 10–15 лет. Пока же «власти побуждают бизнес к ускоренному освоению новых технологий, которое чисто коммерчески, вероятно, и так было бы выгодно, но несколько позже», говорит эксперт.

Особую роль в Бонне, прежде всего на мероприятиях вне официальной переговорной повестки, будет играть угольная тематика. Она стала основной для прошедшего в субботу «климатического» марша, в котором участвовали, по разным оценкам, от 11 тыс. до 25 тыс. человек, требовавших главным образом дальнейшего сворачивания угольной отрасли и остановки инвестиций в сектор. Важность темы во многом вызвана местом проведения конференции: Бонн находится в центре немецкого угольного региона, буквально в 50 км от города располагаются крупнейшие в ЕС открытые угольные карьеры. Следующая конференция ООН по климату пройдет через год в Польше — также в угольном регионе (в Катовице). Угольная тема остается важной и для Германии в целом. ФРГ и Польша ответственны за почти половину всех выбросов угольных ТЭЦ в ЕС, в целом доля сжигания угля в эмиссии парниковых газов в Евросоюзе — около 20%. Несмотря на активное развитие возобновляемой энергетики (в октябре в ФРГ была зафиксирована исторически рекордная за все время выработка солнечных и ветряных электростанций — 44% от общего объема производства электричества), в Германии до сих пор работают 77 угольных ТЭЦ, больше, чем в любой другой стране ЕС. Кроме того, как подчеркивают аналитики исследовательской организации Germanwatch, страна, скорее всего, не выполнит планы снижения выбросов парниковых газов к 2020 году (на 40% от уровня 1990 года).

В целом, по данным European Climate Foundation, в мире усиливается движение к поэтапному выведению угольной генерации из эксплуатации. Уже 23 страны и региона пообещали «выйти из угля» — так, Нидерланды и Португалия взяли на себя обязательства закрыть угольный сектор к 2030 году, Италия — к 2024 году, свои планы прорабатывают Франция, Великобритания, Канада, Австрия и Южная Корея. Более половины угольных ТЭЦ в США также уже закрыты или планируются к закрытию в ближайшие десять лет, несмотря на объявленный выход страны из ПС. Напомним, что в начале июня 2017 года Дональд Трамп заявил о намерении покинуть новый глобальный климатический договор из-за излишней экономической нагрузки на экономику страны и высокого уровня взятых на себя обязательств. Пока, впрочем, делегация США по-прежнему будет участвовать в климатических переговорах, так как решение о выходе вступит в силу только в ноябре 2020 года.

«Встречи высокого уровня перед конференцией ООН показали, что США не собираются "разваливать" переговорный процесс. ПС — это соглашение не на один президентский срок, потому США не стремятся к самоизоляции»,— комментирует Алексей Кокорин. Как отмечают во Всемирном институте ресурсов (WRI) ,в США наблюдается продолжающееся снижение выбросов парниковых газов (ожидаемый уровень к 2025 году — минус 24% от уровня 2005 года, притом что обязательства в рамках Парижского соглашения составляли порядка 26–28%) и бурное развитие возобновляемой энергетики (так, портфель ветряной энергетики в стране вырос по сравнению с 2016 годом почти на треть). В Бонне запланирован целый ряд мероприятий, организованных администрациями наиболее «проклиматических» штатов, городов и компаний (включая Нью-Йорк и Питсбург, а также штат Калифорния), где могут быть объявлены новые планы по снижению выбросов и поддержке низкоуглеродного развития. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг даже пообещал оплатить административный взнос в РКИК ООН ($15 млн в год), если администрация Дональда Трампа этого не сделает.

Впрочем, если активность американских штатов, городов и компаний на климатических переговорах ООН наблюдается уже не первый год, то активная позиция РФ в Бонне станет новостью. Российская делегация откроет собственный павильон и проведет более 20 мероприятий, на которых будут представлены исследования и программы в области снижения выбросов. Среди участников — Росгидромет, Институт глобального климата и экологии, Главная геофизическая обсерватория имени Воейкова, МГУ, Европейский университет, «Деловая Россия», «Газпром», «Русал», En+.

Российские представители расскажут о климатических научных исследованиях, структуре и изменениях российских выбросов, лесной политике в стране, методиках оценки климатического ущерба и мерах в области адаптации (свои климатические планы представят Москва и Санкт-Петербург). Кроме того, в Бонне о проектах в области солнечной и ветряной энергетики будут рассказывать представители «Хевел» (СП «Реновы» и «Роснано»), а также ВЭБа, об атомной энергетике — представители «Росатома».

Отметим, что мотивация и цели климатической политики РФ часто были непонятны международным экспертам, ее не раз называли «черным ящиком» на переговорах. В международных рейтингах РФ также, как правило, занимает довольно невысокие позиции — опубликованный перед конференцией в Бонне рейтинг Climate Action Tracker оценил климатическую политику РФ как «крайне недостаточную» (в той же группе — США, Турция и Саудовская Аравия), прежде всего из-за невысоких целей по снижению выбросов (минус 25–30% от уровня 1990 года к 2030 году, притом что текущий уровень уже составляет порядка минус 30%), а также из-за неразвитости климатической законодательной базы — в том числе системы углеродной отчетности и углеродного регулирования.

Ангелина Давыдова

https://www.kommersant.ru/doc/3459933?from=four_economic

07.11.2017


ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Уже в первый день работы конференции ООН по климату в Бонне представители Всемирной метеорологической организации (ВМО) заявили, что 2017 год, вероятно, станет одним из трех самых жарких лет в истории наблюдений, а период с 2013 по 2017 год — самым теплым пятилетним периодом в истории. Среди наиболее быстро теплеющих регионов мира — в том числе азиатская часть РФ. По данным ВМО, средняя глобальная температура с января по сентябрь 2017 года была на 1,1 градуса Цельсия выше доиндустриальной эпохи.

Вместе с этим, в соответствии с обязательствами стран в рамках Парижского соглашения, глобальные выбросы парниковых газов постепенно выходят на стабильный уровень. Как подсчитали во Всемирном институте ресурсов, к 2030 году уже 52 страны, ответственные за 60% глобальных выбросов (включая Китай, Бразилию, Мексику), выйдут на пик выбросов (19 стран, ответственных за 20% глобальной эмиссии, включая РФ, прошли этот пик еще до 1990 года, США — до 2010 года). Впрочем, даже выход на стабильный уровень выбросов пока ведет мир на траекторию в плюс 3,3 градуса Цельсия к концу XXI века (цель Парижского соглашения — 2 градуса наряду с дальнейшими усилиями по ограничению потепления 1,5 градуса Цельсия).

Даже несмотря на то, что глобально эмиссия СО2 не растет уже с 2014 года, главным образом благодаря развитию возобновляемой энергетики, исходя из подсчетов ВМО, концентрации CO2, метана и закиси азота в 2017 году продолжают увеличиваться из-за временного лага между снижением выбросов и уменьшением содержания парниковых газов (так, изменения климата в следующие 30–40 лет уже предопределены накопленной концентрацией СО2 в атмосфере и океане). Кроме того, по данным Всемирной организации здравоохранения, около трети населения мира сейчас живет в условиях продолжительных экстремальных волн тепла — в период с 2000 по 2016 год количество человек, подвергающихся их воздействию, увеличилось на более чем 120 млн. По статистике верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2016 году 23,5 млн человек были вынуждены переселиться или переместиться из-за погодных бедствий — в основном паводков и штормов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ангелина Давыдова

https://www.kommersant.ru/doc/3459934?from=doc_vrez

 

ПОЗИЦИЯ
российских неправительственных организаций к международным переговорам на Конференции Сторон РКИК ООН, Бонн, ноябрь 2017 г. (СОР-23)

Экологические организации России считают СОР-23 важным форумом, который продемонстрирует миру, что все страны едины в признании проблемы климата и путей ее решения. На СОР-23 страны должны достичь прогресса в разработке экологически грамотных правил реализации Парижского соглашения, которые будут приняты в конце 2018 года на СОР-24. Наши требования к международным правилам:

• Международные проекты должны быть «прозрачны», стимулировать использование ВИЭ и других передовых технологий, но не допускать экологически неграмотных решений (АЭС, крупные плотинные ГЭС, угольные проекты, использование судового мазута в Арктике и т. п).

• Учет выбросов должен быть полным, «прозрачным» и отражающим физически имеющиеся потоки парниковых газов в атмосферу или их поглощение наземными экосистемами.

• Вся работа по разработке и реализации правил соглашения, включая финансовые вопросы, должна быть публична и открыта для участия общественности.

На СОР-23 множество организаций, городов, провинций и компаний покажут свои успехи в высокотехнологичном низкоуглеродном развитии. Это прямая демонстрация достижимости цели Парижского соглашения – в первой половине 21 века удержать рост температуры на уровне ниже 2 оС и стремиться к 1,5 оС.

Сейчас национальные цели стран по выбросам парниковых газов на 2030 год не следуют пути «2 оС», эти цели должны быть усилены на 20 — 30 %. Они разрабатывались три года назад. За это время произошло немало изменений, дешевле стали ВИЭ, глобальные выбросы стабилизировались, начался отказ от угольной энергетики. Для содействия пересмотру целей в РКИК ООН будет организован Диалог-2018.

Задача СОР-23 - выработать эффективный формат Диалога-2018, выйти за рамки официальных докладов стран, привлечь все заинтересованные стороны и использовать все источники информации.

Мы призываем Россию в 2018 году:

• Ратифицировать Парижское соглашение.

• Принять поправки к Закону «Об охране окружающей среды», создающие правовую основу для обязательной отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов на уровне предприятий.

• Разработать Федеральный закон «Об углеродном регулировании» (принять в 2019 году), начать практические действия по стимулированию повышения энергоэффективности, развитию ВИЭ и внедрению новых технологий с помощью углеродного регулирования.

• Скорректировать и усилить имеющийся вариант цели по выбросам парниковых газов на 2030 год: принять цель снижения суммарного выброса в секторах экономики России до 2500 млн т СО2-экв. в год (35 - 40 % ниже уровня 1990 года) без учета лесов.

• Принять отдельную цель по лесам. Чрезвычайно важной мерой представляется запрещение коммерческих рубок в наиболее ценных малонарушенных лесах и развитие устойчивого лесопользования на уже освоенных территориях.

• Разработать Национальный план адаптации, предусмотреть выделение средств для его выполнения на федеральном и региональном уровнях, сделать приоритетными адаптацию лесного и водного хозяйства, природопользования, в том числе на основе интересов и традиционных знаний коренных народов.

• Разработать и принять нормативно-методическую базу для формирования и реализации климатических планов субъектов РФ и муниципалитетов, с учетом как адаптации, так и низкоуглеродного развития.

Приоритетами низкоуглеродного развития России являются энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, что требует усиления их государственной поддержки и выработки дорожной карты субъектов РФ по ВИЭ. На этой основе должна строиться долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития на период до 2050 г. (ее наличие является обязательством по Парижскому соглашению). Она не должна включать увеличение доли АЭС и крупных плотинных ГЭС в энергобалансе страны, и должна соответствовать глобальному переходу на безуглеродную энергетику к середине XXI века.

Мы выступаем за переориентацию субсидирования от ископаемых энергоресурсов в пользу ВИЭ и энергоэффективности (при обеспечении поддержки наименее защищенных слоев населения и создании «зеленых» рабочих мест).

Мы подчеркиваем, что большая гидроэнергетика и атомная энергетика не могут рассматриваться как экологически обоснованные решения для снижения влияния человека на климатическую систему Земли!

Позиция принята сетью Российского социально-экологического союза, объединяющего более 200 индивидуальных и коллективных членов (некоммерческих организаций) из восьми Федеральных округов РФ.

RSEU Climate Secretariat

www.rusecounion.ru