1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Евгения Июдина: Экологически приемлемое развитие промышленности

 

eco2Предлагаемая вашему вниманию работа – комплексное исследование экономических проблем перехода на путь к устойчивому развитию на примере промышленности России и зарубежных стран. Со времени Стокгольмской конференции (1972), на которой были провозглашены основы устойчивого развития с точки зрения развития мировой экономики, прошло не так много времени. Однако за эти годы произошли важные изменения в оценках обществом мировых экономических процессов, мировоззрении относительно порядка проживания человечества на планете Земля. Концепция устойчивого развития применительно к нашему времени еще только формируется. Автор представил свое видение проблемы учета экологического фактора в развитии экономики.

Если в 70-х гг. прошлого столетия необходимо было убеждать в необходимости перехода на путь к устойчивому развитию, то в настоящее время страны приступили к решению конкретных экологических проблем: во многих странах созданы и усовершенствуются организационные и правовые предпосылки для учета экологического фактора в развитии, идет становление международного экологического права, государства осуществляют совместные экологические проекты. В работе раскрываются общие черты и особенности с точки зрения учета экологического фактора в развитии промышленного производства России и зарубежных стран.

Основная цель исследования – показать процесс реализации учета экологического фактора в развитии российских производств на фоне зарубежных стран в трудный для страны период. Комплексный характер проблем, связанных с переходом на экологически приемлемое развитие, осложняется в России необходимостью решения сложных задач воссоздания технологического комплекса промышленности, освоением рыночных методов хозяйствования, их сочетания с государственным регулированием экономического развития, недостаточным опытом молодого бизнеса в организации производств. Однако, несмотря на трудности, необходимо одновременное решение этих проблем. Мир быстро поворачивается к экологическим проблемам. Экологическая безопасность продукции, производств становится одним из основных факторов их конкурентоспособности, включения в мирохозяйственные связи. Надо отдать должное российскому руководству, которое в самые тяжелые годы умело видеть страну в контексте мирового развития. В результате Россия не осталась в стороне от разворачивающегося процесса перехода мирового сообщества на путь к устойчивому развитию. РФ подписала все основные международные документы в этой области и учитывает их в своем развитии.

Принятая международным сообществом программа перехода на путь устойчивого, экологически приемлемого развития предполагает новую идеологию развития. Ее сможет реализовать качественно новое общество граждан, получивших воспитание и образование, отвечающие принципам нравствености устойчивого развития. От степени нравственности и экологическом грамотности всех членов общества зависит выполнение принимаемых экологических программ, соблюдение экологического законодательства. В работе рассматриваются проблемы усовершенствования воспитания и образования всех ступеней в России, направленного на подготовку экологически грамотных профессиональных кадров; анализируется экологический аспект трудовой деятельности с использованием метода междисциплинарных исследований, влияние учета экологичес-кого фактора в этой области на эффективность и экологическую грамотность трудовой деятельности.

Исследование развития основных отраслей промышленности России позволило автору сделать ряд важных выводов относительно достигнутых результатов в повышении степени экологической приемлемости производств. Самый главный вывод, по мнению автора, касается достойного вклада отечественной науки в создание научно-технической базы для технологического обновления российской промышленности. Несмотря на слабую финансовую поддержку со стороны государства в 90-е гг. XX в., когда распадались целые научные подразделения, ученые-энтузиасты продолжали работу, направленную на решение экологических проблем производств. Несмотря на расформирование отраслевых научных подразделений, не прекратились отраслевые, прикладные исследования. В значительной степени они продолжились в университетах, вузах, на производственных предприятиях. Важно, чтобы научно-исследовательские разработки последних 20 лет, разбросанные по всему экономическому комплексу, не «потерялись», а были бы сконцентрированы по основным направлениям и стимулированы государством к внедрению в масштабах страны. Прогресс российской промышленности, ее экологическое оздоровление в значительной степени будут зависеть от увеличения численности квалифицированных кадров специалистов технического профиля. В сложившихся условиях необходимы: государственная поддержка технических вузов, государственный контроль уровня подготовки и дисциплинарной ответственности студентов, использование экономического механизма стимулирования в виде более высоких стипендий для увеличения притока способных абитуриентов в технические вузы.

Работа написана на основе таких первоисточников, как государственные и международные законодательные акты в области устойчивого развития, охраны окружающей среды, промышленной экологии, доклады стран и ООН по устойчивому развитию и развитию человека. Анализ решения экологических проблем в отраслях промышленности, динамики ассигнований на охрану и рациональное использование природных ресурсов осуществлен на основе официальных статистических данных, что позволило придать исследованию конкретный характер.

В разделе, посвященном анализу решения экологических проблем в российской промышленности, автор иногда отступает от избранного принципа отраслевого расположения материала из соображения целесообразности комплексного рассмотрения решения экологических проблем, как это в жизни и происходит. Так, в разделе «Автомобилестроение» рассматриваются не только направления усовершенствования экологических характеристик автомобильных двигателей, но и топлива для них, поскольку эта процессы взаимообусловлены. Хотя гл. III посвящена российской промышленности, не располагая необходимым материалом в силу различных причин по отдельным направлениям ее модернизации, автор не отказывается от раскрытия важных направлений решения экологических проблем на примере зарубежного опыта.

Переход к устойчивому развитию — это глобальная проблема, касающаяся всего мирового сообщества. ООН как всемирная международная организация стала инициатором обращения внимания стран к планетарной экологической ситуации и необходимости перехода на устойчивую модель развития. Возглавив этот процесс, ООН открыла для себя новый этап деятельности, связанный с ориентацией государств на общие принципы развития экономики во имя спасения жизни на Земле. Освещение роли ООН в ориентации мира на устойчивое развитие важно как точки зрения понимания организации, механизма взаимодействия стран и решении проблем экологической приемлемости развития, так и с точки зрении видения функционирования этой уникальной международной организации в будущем.

Автор выражает признательность Информационному центру ООН в Москве за любезное предоставление хорошо систематизированных материалов ООН по устойчивому развитию, сотрудникам Российской государственной библиотеки, Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, библиотеки № 185 Западного административного округа, благодаря квалифицированной работе которых можно было оперативно воспользоваться необходимым набором экономической, юридической и политической литературы, сотрудникам Центра структурных исследований Института экономики РАН, создавшим благоприятную творческую атмосферу для работы.

Евгения Павловна Июдина,
научный сотрудник Центра структурных преобразований Института эколомики РАН,
кандидат экономических наук

ГЛАВА 1. ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

1. Концепция устойчивого развития

В настоящее время нет единой точки зрения относительно степени влияния человеческой деятельности на изменение климата на Земле. Ученые считают, что науке требуется немало лет, чтобы постигнуть механизм формирования климата на планете. Наука о глобальных изменениях климата очень молода. Тем не менее, каким бы ни было воздействие человеческой деятельности на изменение климата, недопустимо усугублять этот процесс. Главная мотивация перехода на экологически безопасную, устойчивую модель развития связана с необходимостью сохранения экологического равновесия в природе (биосферы) как способа существования жизни на Земле, чистоты окружающей среды, биологического разнообразия. Под биосферой понимается оболочка Земли, в которой сосредоточено «живое вещество»: водная поверхность, суша (литосфера), нижняя часть атмосферы. Гибель или изменение любого из звеньев экосистемы влечет изменение экосистемы в целом. На первый взгляд незначительное антропогенное воздействие на окружающую среду со временем способно накапливаться, вызывая в определенный момент необратимые изменения природной среды. Экосистема планеты Земля глобальна: пагубное влияние на окружающую среду в одном регионе не может быть компенсировано снижением антропогенного воздействия в другом.

Развитие мировой экономики без должного учета экологического фактора обусловило уменьшение живой оболочки планеты, природные экосистемы замещаются антропогенными территориями. Одновременно нарушается структура сохранившихся природных систем, утрачивается биологическое разнообразие, происходит упрощение живого покрова. В условиях, когда ресурсы биосферы расходуются быстрее, чем они могут восстанавливаться, нарастает состояние окружающей среды, непригодное для сложных форм жизни, включая человека.

Рост мирового промышленного производства в 18 раз в XX столетии сопровождался значительным увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ее загрязнением. Промышленная революция окончательно определила антропоцентрическую идеологию в отношении человека к природе. Человек поставил себя в центр биосферы, отведя природе роль гигантской кладовой, из которой можно неограниченно черпать ресурсы. В результате утеряна 1/3 почвенного слоя, леса на 2/3 вырублены, степи как тип ландшафта почти исчезли, флора и фауна потеряли почти половину своего генетического разнообразия. Усугубляются проблемы в области обеспечения населения водными ресурсами. Уже сейчас 1/3 мирового населения проживает в странах, испытывающих «водный стресс»: объем потребления воды здесь на 10% превышает объем имеющихся запасов. Уровень грунтовых вод, обеспечивающих 1/3 населения планеты питьевой водой, падает в некоторых районах на 1–3 м в год. Осушено 70% европейских болот – важнейших природных регуляторов поверхностного стока воды. Произошло почти повсеместное загрязнение биосферы Земли токсичными и радиоактивными отходами. В атмосферу попадает большое количество различных частиц, которые уменьшают проходимость солнечных лучей в нижние слои атмосферы. По расчетам ученых, в 1973—2007 гг. количество солнечной энергии, попадающей на поверхность Земли, снизилось на 10% [1]. Быстрое снижение качества окружающей среды обострило проблему генофонда человека, длительное время подвергавшегося медленной эрозии. Экологический геноцид охватывает в той или иной мере все население планеты. Плохое состояние окружающей среды является непосредственной причиной заболевания 25% населения. В России рождаемость детей с генетическими повреждениями достигает 17%. Это страшная цифра, если учесть, что генные повреждения у 30% особей популяции приводит к ее полной гибели.

Природные ресурсы используются расточительно. Лишь 10% используемых природных ресурсов воплощается в конечный продукт потребления, а 90% уходят в отходы. Сформировался особый класс веществ, которые не поддаются естественному процессу диссимиляции силами природы и потому накапливаются в биосфере. Это огромный объем третичной продукции, синтезированного человеком вещества, незнакомого природе состава и свойств.

Развитие мировоззрения человека относительно его взаимоотношений с окружающей природной средой прошло несколько этапов. В античном мире сформировалось представление о необходимости знать законы природы и получать преимущества от использования этих знании в хозяйственной деятельности. Античная форма понимания жизненно определяющих взаимосвязей человека с природой соответствовала уровню развития науки того времени, нередко сохраняя мистические элементы. Однако важно, что уже тогда учеными (философами) был понят глобальный характер существующего мира. «Мудрость состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, ей внимая», – утверждал Гераклит (530–470 до н. э.). Его последователями были: Левкипп Демокрит (500–440 до н.э.), также призывавший к гармонии во взаимоотношениях человека с природой; Эпикур (342–270 до н.э.), написавший 38 книг о природе и нравственных устоях жизни человека; Марк Аврелий (121–180), считавший, что все сплетено одно с другим, соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Это был период взаимосвязанного развития философии, учения о природе на основе знаний в области астрономии, математики, естествознания и экономической практики. В дальнейшем происходило все большее отделение философии как формы духовной культуры от конкретного познания естественной среды и практической деятельности. В процессе научно-технического прогресса происходило разделение и отделение общественных наук от естественных. Одновременно увеличивался разрыв связей между экономической практикой и философскими учениями о духовных ценностях, органическом единстве человека с природой. Нарастала дисгармония во взаимоотношениях человека с природой. И все же преемственность в учении о единстве мироздания никогда не прерывалась. Преемницей античной европейской философии стала мусульманская философия с возникновением ислама в VII в.: Аль-Кинди (800—870) — «философ арабов»; Фараби (870— 950), получивший звание «второго учителя» (подразумевалось — второй после Аристотеля); Ибн-Сина, получивший в Европе имя Авиценна (980–1037). Ученые 2-го тысячелетия обращали внимание на ослабление установок в развитии общества на непреходящие духовные ценности: просвещение, искусство, нравственность — и усиливающийся акцент на удовлетворении материальных потребностей, усматривая в этом угрозу возрастающего отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. На необходимость сохранения баланса экосистемы на Земле в процессе хозяйственной деятельности указывали ученые XVIII в. Так, Т. Р. Мальтус (1766—1834) обосновал взаимозависимость способности экосистем к обновлению и темпов воспроизводства населения – закон убывающего плодородия почв. Сен-Симон (1760–1825) предостерегал, что человек как род движется по пути к цивилизации «спиной к будущему». Ж. Ламарк (1744–1829) в начале XX в. высказывал пессимистическое убеждение, согласно которому человеку суждено истребить себя, после того как он сделает Землю непригодной для обитания.

Фундаментальные основы мировоззрения о взаимозависимости составляющих экосистемы Земли заложены в работах В.И. Вернадского (1863–1945) – создателя учения о биосфере и ноосфере, рассматривавшего окружающую среду и деятельность человека интегрировано, в единой системе «природа—общество». Согласно этому учению в биосфере идет непрерывный энергетический обмен между живыми веществами и косными телами (горными породами, газами, химическими элементами и т.д.). Этот обмен вызывается живым веществом и стремится к равновесию. Согласно этому учению человечество должно вписываться в это равновесие, а не разрушать его. В работах «Биосфера и ноосфера», «Научная мысль как планетарное явление» человек рассматривается как природный объект, а человечество — как природное явление, проявление большого природного процесса [2]. В течение тысячелетий человечество своей деятельностью, разумом содействует переходу биосферы в ноосферу. В этом, в частности, по Вернадскому, реализуется необратимость научной мысли как живого вещества. Человек, являясь частью природы, представляет собой ценный вид, однако все живое имеет свою значимость. Предназначение человека заключается в сотрудничестве с природой, а не в завоевании ее. Деятельность человека правомерна лишь в том случае, если она направлена на поддержание систем жизнеобеспечения. Правильно, научно понять происходящее вокруг нас, по Вернадскому, значит установить явление в рамках космоса. Вернадский обращал серьезное внимание на нравственную ответственность ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы цели.

Таким образом, несмотря на то, что человечество располагало системой научных знаний об объективных законах жизни общества на Земле, оно не сумело вовремя ими воспользоваться и допустило серьезные нарушения в системах жизнеобеспечения. Не задумываясь о последствиях своей деятельности, люди оказались заложниками технократии. «Безнравственность в отношении к природе, — пишет академик В.И. Осипов, — отражается на росте деструктивных настроений в обществе, приводит к разгулу национализма, наркомании, терроризму, падению морали» [3]. Усиление экологического стресса, увеличение числа «экологических» беженцев не способствуют стабилизации ситуации. Американский ученый Л. Уайт, рассуждая относительно будущего человечества, дал оптимистичный прогноз: «Неограниченная эксплуатация ресурсов должна смениться неограниченной изобретательностью ради поддержания постоянного возобновления ресурсов» [4].

В настоящее время существуют разные точки зрения относительно взаимоотношений человека с природой. Так, антропоцентристы считают, что человек — это высшая цель мироздания, и состояние окружающей природной среды важно только с точки зрения ее влияния на человека. Природа рассматривается как нечто полностью подчиненное интересам человека, эксплуатируемое в зависимости от возрастающих потребностей человеческого общества. Позиция техноцентристов, предполагающих неограниченные возможности технического развития, по существу, смыкается с позицией антропоцентристов, хотя и предусматривает фактор рационального использования природных ресурсов. Биоцентризм исходит из самоценности самой природы. Человек рассматривается как один из биологических видов, существующих на планете, т.е. нет противопоставления человека общебиологическому, однако игнорируется социальная сущность человека.

Ни одно из марджинальных экологических направлений не может привести общество к сохранению жизнеобеспечивающих условий для человека и природы на Земле. По мнению автора, в наибольшей степени цели сохранения жизни на Земле соответствует концепция устойчивого развития, согласно которой необходимо стремиться к гармонии человека с природой на основе экологически приемлемого развития, по возможности не нарушающего функционирования экосистем на данном технологическом уровне.

Термин «устойчивое развитие» принят мировым сообществом и зафиксирован в документах ООН. «Устойчивость» — это емкое понятие. «Устойчивость» в экологии подразумевает способность экосистем биосферы сохранять структуру и функции при воздействии внешних факторов, т.е. в термине заложены качественные характеристики. Поэтому необоснованно использовать его, когда речь идет о поддержании на определенном уровне темпов роста, т.е. о стабильности развития.

«Устойчивая модель развития» в полном смысле этого понятия предполагает переход на экологически приемлемый тип развития всех стран во всех сферах деятельности, изменение образа жизни. В современном мире, полном конфликтов и противоречий, происходит постепенное осознание всей глубины этого процесса. Пока решаются экологические проблемы в отдельных сферах деятельности на основе использования экологически более чистых технологий, очистных сооружений, увеличения масштабов рециклинга отходов. С экономической точки зрения расширяется учет экологического фактора на микроуровне. Предстоит осуществить переход к экологически приемлемому развитию на макроуровне на основе учета потенциальной возможности относительно безопасного увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду, развития производств на базе замкнутых безотходных технологических циклов, которые позволят реализовать опережающую политику экологически сбалансированного развития. Степень устойчивости экономического развития в значительной степени будет зависеть от использования научно-технических достижений, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. По мнению ведущих ученых, решающий прорыв в этой области обеспечит использование, возможно, уже в конце текущего столетия солнечной энергии в качестве основного энергетического ресурса. Тогда человек сможет вписаться в функционирующие экосистемы на планете и перестанет противостоять природе.

В качестве противодействия необузданному экономическому развитию на основе варварского использования природных ресурсов появились политические движения, руководствующиеся различными подходами к проблеме «человек—природа», современной наукой об экологии, отдельными направлениями восточной философии и религии. В их идеологии преобладает биоцентричность с призывом к возврату к природе на основе использования простых технологий, их требования часто бескомпромиссны: отказаться от развития целых промышленных отраслей, консервировать природные ресурсы, уменьшить масштабы рыночной экономики и т.д. Отдельные идеи этих движений заслуживают внимания как направления стратегии учета экологического фактора, в частности призыв к применению только экологически безвредных технологий, однако их тактика отличается крайностью, ориентирует на возврат к доиндустриальному состоянию общества с преобладанием сельского образа жизни. Такая перспектива, очевидно, не может быть поддержана современным обществом. Соглашаясь с преобладанием духовности в жизненных стандартах, нельзя забывать о том, что общество уже не может отказаться от современных средств предоставления духовных ценностей, осуществления мирохозяйственных связей и познания мироздания.

Катастрофически быстрое ухудшение качества природной среды заставило человечество задуматься о внесении корректив и стратегию развития. Медленно, с массой противоречий, страны все же переходят от двухмерной модели развития, учитывающей взаимодействие экономической и социально-политической сферы, к трехмерной модели, в которой функционирование всех сфер деятельности в определенной мере ориентируется на потенциальные возможности окружающей среды как источника жизнеобеспечивающих ресурсов. Страны приступили к решению отдельных проблем перехода на путь к устойчивому, экологически приемлемому типу развития. Идет поиск примирения экологических и экономических интересов.

В настоящее время страны решают те или иные проблемы перехода к экологически приемлемому развитию в зависимости от специфики природных условий и экономики. К комплексному ориентированию на устойчивое развитие не приступила ни одна из стран мира. Это объясняется недостаточным технологическим уровнем современных производств, а также тем, что экологические проблемы глобальны и решение их предполагает глобальные усилия народов на основе высокого уровня взаимодействия.

Пока уровень организации и мобилизации ресурсов на охрану окружающей среды не только в России, но и в других странах не адекватен темпам деградации биосферы. Как отмечает ведущий специалист в области взаимоотношения естествознания и техники, заслуженный деятель науки России Б.И. Козлов, не произошло еще коренного изменение сложившегося ранее мировоззрения потребительского общества, базирующегося на расширенном природопользовании и неограниченном экономическом росте, стимулируемом рынком и рекламой образа жизни, в котором потребление материальных благ почти вытеснило духовные ценности смысла жизни [5]. Экологический фактор все в большей мере учитывается, однако он не стал определяющим в концепции развития. Экологическая политика как совокупность принципов, мер, действий, направленных на сохранение окружающей среды, не приобрела опережающего характера. Общество должно знать, на какой объем и структуру развития производств оно имеет право, чтобы, как минимум, не усугублять нарушения экосистем, исходя из реального технологического уровня. Показатели темпов и объемов производств без учета экологического фактора не дают полной картины о реальных достижениях в развитии. Снижение показателей роста, обусловленное переориентацией на экологически приемлемые производства, пересмотром жизненных стандартов, свидетельствует о положительных тенденциях в развитии и, наоборот, высокие темпы роста производств, базирующихся на экологически неприемлемых технологиях, сопровождаются неэффективным использованием ресурсов развития и целым рядом других отрицательных явлений.

Мир завален невостребованной продукцией. Надо уходить от экономики неразумного потребления. При этом следует понимать, что противостоять безудержному экономическому росту не значит ограничивать экономическое развитие, поступательное движение цивилизации. Речь идет не о потреблении вообще, без которого обойтись невозможно, а о потреблении продуктов материального производства в количестве, превышающем достаточное для проявления полной самореализации человека как биологического существа и творческой духовной личности. Ученые высказывают целесообразность разумного самоограничения ради ответственного отношения к самому себе и окружающей среде, к будущим поколениям. Растет число сторонников концепции умеренного развитая, предусматривающей постепенную стабилизацию темпов роста производств при повышении качества продукции и услуг, рациональности использования природных ресурсов, усилении учета закономерностей функционирования экосистем. На Всемирном саммите на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002) представители развивающихся стран заявили, что жесткие экологические ограничения экономического роста для них неприемлемы. На практике пойти на ограничение роста современный бизнес не готов и в других странах, поскольку он базируется на максимизации прибыли и продаж. И все же экологический фактор, противостоящий бесконтрольному экономическому росту, заставляет с собой считаться. Развитые страны значительную часть получаемых дивидендов от наращиваемых производств вкладывают в восстановление нарушаемой окружающей среды. С переходом стран на новые принципы хозяйствования происходит серьезная корректировка оценки конкурентоспособности товаров на внутренних и внешних рынках. Принимаются во внимание не только свойства самих товаров, но и экологическая приемлемость выпускающих их производств. Потребитель все в большей мере ориентируется на экологически чистые виды товаров, несмотря на их более высокую стоимость. По существу учет экологического фактора все в большей мере «играет» на бизнес

Учет экологического фактора оказывает существенное влияние на использование базовых элементов экономического механизма координации развития. Ценовой механизм используется государством для привлечения инвестиций в энергосберегающие технологии. При этом меняются ориентиры ценообразования. Так, если раньше тарифы на электроэнергию снижались, то теперь, в целях стимулирования ответственного расходования электроэнергии и обеспечения ресурсов для усовершенствования технологий и освоения нетрадиционных источников энергии, тарифы на электроэнергию повышаются, при этом государства частично возмещают потребителю возросшие затраты. Экологический фактор оказывает существенное влияние на оценку эффективности хозяйственной деятельности. Так, затратный метод определения эффективности, не теряя своего значения, в определенной ситуации может отступать перед целесообразностью увеличения затрат на экологические цели. Природоохранные мероприятия в определенный период вызывают рост издержек производства в связи с внедрением экологически чистых технологий, очистных сооружений. Однако рост затрат на микроуровне окупается снижением издержек па общеэкономическом (макро) уровне. Своевременный учет экологического фактора, способствующий предотвращению загрязняющих выбросов и техногенных катастроф, содействует повышению эффективности использования ВВП за счет снижения расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных экологических ситуаций и за счет этого возможности увеличения доли средств, используемых на развитие реальной экономики. В конечном итоге экологически чистые производства обеспечивают выгоду и для производителя в результате повышения конкурентоспособности экологически приемлемой продукции, снижения нерациональных расходов по статье штрафных экологических санкций.

Возрастающее внимание к проблемам экологии оказывает влияние на систему и структуру рассчитываемых статистических показателей, используемых для анализа процессов в экономическом развитии. Глобальный характер проблемы устойчивого развития в геополитическом и проблемном ракурсах обусловил потребность в глобальной статистике по поводу устойчивого развития. Естественно, что в масштабах мирового сообщества эту работу координирует Статистический отдел Секретариата ООН. В рамках ООН создана Межправительственная рабочая группа по совершенствованию статистики окружающей среды, Международная служба данных по окружающей среде. Вопросами организации международной статистики по окружающей среде занимается также Конференция европейских статистиков. Организован Статистический институт Азии и Тихоокеанского региона для мониторинга и исследований состояния окружающей среды. Лондонская группа специалистов инициировала работу над системой интегрированного экологического учета (СЭЭУ). Начиная с 70-х гг. под эгидой ООП ведутся исследования, направленные на разработку статистических документов по поводу устойчивого развития. Эта работа ведется по двум тесно взаимоувязанным направлениям: по статистике состояния окружающей природной среды и социально-экономической статистике с учетом экологического фактора. В рамках ООН были приложены большие усилия к выработке системного подхода в расчетах статистических показателей окружающей среды. Однако недостаточная проработка ряда теоретических вопросов, разная степень развития производственной базы для мониторинга окружающей среды, неоднородность экологических проблем в странах не позволили рекомендовать единую систему данных по окружающей среде для всех регионов. Поэтому Статистическое бюро Секретариата ООН остановилось на рамочном методе в разработке статистики, поэтапном отборе соответствующих показателей по регионам с целью получения в итоге данных по окружающей среде на уровне планеты. Проекты развивающихся стран осуществляются при техническом, кадровом, финансовом содействии ООН. В 1981 г. были составлены программы для ряда развивающихся стран с целью выявления первоочередных потребностей в данных. Результатом одной из них стал выпуск сборника «Статистика окружающей среды в Африке». Европейская экономическая комиссия опубликовала экспериментальный сборник «Статистика окружающей среды в Европе и Северной Америке». Центр глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) в сотрудничестве с Всемирным институтом ресурсов (ВИР) и Департаментом окружающей среды Соединенного Королевства подготовил Доклад о данных по окружающей среде для ЮНЕП (информация об окружающей среде и ресурсах). Координационная деятельность ООН в области экологической статистики направлена на обеспечение сопоставимости данных и создание общей базы данных для статистики по окружающей среде в мире. Статистики отслеживают связи между экологическими показателями и существующей системой социально-экономической статистики. Составлены кадастры основных факторов, представляющих общую опасность для экологии составляющих окружающей среды (воздуха, почвы, водных ресурсов, флоры, фауны). В кадастрах перечислены вещества и источники, вызывающие наиболее опасное загрязнение окружающей среды.

Юридической основой для развития международной статистики по окружающей среде являются: «Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»; принцип 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей среды; принцип 10 Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, и ряд других международных законодательных актов. В документах подчеркивается, что свободный доступ к информации, касающейся окружающей среды, необходим для повышения качества принимаемых решений и процесса их осуществления, экологического просвещения и углубления понимания процессов, связанных с устойчивым развитием; расширения участия общественности в реализации экологических программ; обеспечения государственных органов точной, всеобъемлющей и новейшей информацией. По рекомендациям ООН в странах прорабатываются вопросы методологии учета экологического фактора в сложившихся системах показателей социально-экономического развития. В ряде стран учет экологического фактора при оценке реального экономического роста осуществляется на основе логического сопоставления социально-экономических и экологических показателей.

Большая работа в области совершенствования государственных статистических систем проделана в странах СНГ. В 1992 г. было подписано Соглашение и учрежден Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. Активное сотрудничество помогло странам в реформировании государственной статистики с учетом международных стандартов. Была создана единая методологическая база статистики стран Содружества, что позволило реализовать сопоставимость данных и организовать систематический обмен информацией (в том числе и через Интернет). Одним из важных направлений развития государственной статистики стало издание статистических сборников по охране окружающей среды в СНГ и отдельно по странам.

В процесс перехода на путь к устойчивому развитию страны СНГ включаются с разной степенью интенсивности в зависимости от уровня научно-технического развития и степени осознания важности экологических проблем. Однако, как показывает практика, при должном понимании важности учета экологического фактора отставание в техническом плане, сказывающееся на возможностях проведения экологического мониторинга, отсутствии соответствующих методологических разработок, в СНГ сглаживается за счет использования потенциала более развитых стран, прежде всего России. Несмотря на значительную специфику экологических проблем в странах СНГ, определяющуюся особенностями природных условии, структурой и уровнем производственного потенциала, опытом природоохранной деятельности, действующими законодательными нормами, эффективностью экологического контроля на начальном этапе важно было решить ряд общих проблем для всех стран Содружества. В итоге страны располагают статистической системой показателей, соответствующей мировым стандартам, характеризующей состояние составляющих окружающей среды и деятельность по охране окружающей среды. Под эгидой Межгосударственного статистического Комитета Содружества Независимых Государств издается статистический справочник «Окружающая среда в Содружестве Независимых Государств». Экологическая статистика стала составной частью действующих статистических систем в странах СНГ. Разделы о состоянии окружающей среды в статистических ежегодниках составлены по единой методике, но отличаются диапазоном представленной информации. Более подробные статистические справочники по охране окружающей среды издаются в России, Казахстане, Республике Беларусь. Положительным моментом белорусской статистики является наглядное сопоставление экономического роста с экологическим фоном, демонстрирующее, что реальный рост BBII гораздо меньше, поскольку значительная его часть идет на компенсацию расходов, связанных с ликвидацией последствий загрязнения окружающей среды.

В условиях перехода к рыночной экономике в странах СНГ усилилось внимание к стоимостным показателям, что оправдано развитием рыночных отношений. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде случаев сущность экономических явлений раскрывается с помощью натуральных показателей. Так, использование стоимостных показателей недостаточно для анализа взаимосвязей между окружающей средой и экономикой, ее отраслями. Это касается, в частности, анализа потока материальных ресурсов, поступающих из природной среды в экономику, их преобразования в процессе производства и потока материальных отходов, возвращающихся в производство или поступающих в окружающую среду; показателей энергетической и материалоемкости производств как важных факторов снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. В развитых странах, располагающих отлаженной системой стоимостных показателей, не сокращается статистическая информация в натуральном выражении. Составляются в натуральном выражении балансы природных ресурсов, объемы запасов и потоки материалов и т.д. Балансы природных ресурсов необходимы не только для определения степени интенсивности их использования, но и для выявления ситуации относительно сохранения благоприятной природной среды для будущих поколении. Для анализа устойчивости развития необходима статистическая система, характеризующаяся взаимодополняющим сочетанием показателей в натуральном и стоимостном выражении.

Важные экологические проблемы решаются на основе углубления и расширения сферы взаимодействия стран. Увеличивается экономическое пространство, функционирующее на основе общего или сближающегося экономического механизма, способствующего обеспечению функционирования экологически приемлемого развития. Глобальность, изначально присущая природной планетарной системе, в процессе научно технического прогресса все более активно охватывает жизнедеятельность человеческого общества. Глобализация не имеет ничего общего с механическим объединением стран с их экономическими потенциалами. Примитивизм в понимании термина «глобализация» ведет к бессмысленным акциям протеста против так называемой политики глобализации. Расширение и углубление взаимодействия между народами, являющимися составной частью единой системы жизни на Земле, — объективный, закономерный процесс развития общества. Степень включения стран в глобальные мирохозяйственные связи, области взаимодействия зависят от уровня их развития и определяются суверенными государствами. По мере углубления взаимодействия стран отдельные сферы регулирования экономической деятельности могут передаваться наднациональным органам при сохранении суверенитета государств. Политика глобализации сама по себе не предполагает ущемления национального суверенитета стран. Поэтому вопросы защиты национальных экономических интересов определенных слоев населения в условиях усиливающегося международного экономического взаимодействия решаются на уровне правительств государств, являются внутренним делом стран.

2. Роль ООН в переходе стран на путь к устойчивому развитию экономики

Совершенно естественно, что ООН как всемирная международная организация явилась инициатором обращения внимания стран к планетарной экологической ситуации и постепенного перехода мирового сообщества на путь к устойчивому развитию. Основная деятельность ООН в области устойчивого развития развернулась после Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды (1972), на которой правительственные делегации пришли к соглашению по многим вопросам отношения к окружающей среде, что было отражено в Декларации об окружающей человека среде. Генеральной Ассамблее ООН было рекомендовано принять Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие в 1972 г. ЮНЕП открыло этап многостороннего взаимодействия стран в области ориентации мира на устойчивое развитие.

Под эгидой ООН проделана беспрецедентная по объему и значимости работа, направленная на расширение профессионального кругозора в области устойчивого развития, осознание экологических проблем нашего общего дома «Земля», создание нового типа взаимоотношений между странами на основе единых принципов хозяйствования. Возглавив процесс постепенного перехода стран на путь к устойчивому развитию, ООН выполняет одну из главных задач, определенных в ее Уставе: осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера на основе суверенного равенства государств. Обращение к проблемам устойчивого развития открывает качественно новый этап в деятельности ООН, связанный с ориентацией народов на общие принципы ведения экономической деятельности во имя спасения жизни на Земле. Решение этой долговременной, сложной задачи требует привлечения к работе в соответствующих структурах ООН ведущих ученых, крупных специалистов, способных сориентировать мировое сообщество на усовершенствование глобальных процессов развития без излишней драматизации и крайностей, с учетом специфики стран и народов.

В ООН рожден новый тип взаимодействия между странами, характеризующийся не только углублением интеграции, но и хозяйствованием на основе общепринятых в рамках ООН принципов устойчивого развития. На саммите ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро было принято 27 принципов с целью учреждения нового механизма глобального партнерства между государствами. Важно, что эти принципы были разработаны с учетом существующих организационных форм сообщества и качестве суверенных государств и общепринятых норм взаимопомощи. Принципы разнородны по своему характеру. Некоторые из них, не являясь нормами права, носят абстрактный характер. В них заложен философский, мировоззренческий смысл, но их значение велико. Ряд принципов-норм превратился в дальнейшем в правовые нормы международного экологического права.

В соответствии с Уставом ООН и принятыми принципами устойчивого развития государства обладают суверенным правом на использование своих ресурсов в соответствии с собственной политикой в области охраны окружающей среды, не причиняя ущерба окружающей среде других стран. Это важный принцип с точки зрения охраны суверенитета стран с их ресурсами. Согласно принципам устойчивого развития современное общество должно не только прекратить расхищение наследия наших детей, но и обеспечить устойчивость будущего. Наша цель: удовлетворить обоснованные материальные потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность планеты обеспечить жизненные условия будущих поколений.

Один из принятых принципов гласит, что для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть всех сфер развития и не может рассматриваться в отрыве от него (4-й). Это означает не что иное, как то, что каждый человек на своем рабочем месте, в быту должен отдать должное экологическому фактору.

В принципах отмечается, что государства пришли к согласию о необходимости сокращения нерациональных с точки зрения экологии производств и личного потребления. Отмечена важность обмена передовыми технологиями для обеспечения перехода к устойчивому развитию во всех странах.

Несмотря на огромные усилия ООН, направленные на переориентацию стран в сторону устойчивого развития, меры, принимаемые в странах, неадекватны масштабам проблемы, хотя меняется многое и быстро. Страны еще далеки от того, чтобы ориентация на устойчивое развитие стала общей стратегией развития, в том числе и в области промышленной политики. Процесс этот развивается крайне противоречиво, его глобальный характер еще не до конца осознан. Успешное решение целого ряда экологических проблем на микроуровне перекрывается неэффективной политикой на макроуровне. Решение глобальных экологических проблем зависит от дальнейшего объединения усилий стран в этом направлении, углубления комплексного подхода на основе расширения сфер взаимодействия в области освоения «зеленых» технологий и выпуска экологически приемлемых видов продукции.

С момента принятия ЮНЕП ООН провела огромную работу по воплощению в жизнь идей устойчивого развития. ООН финансирует организацию множества международных конференций, призванных привлечь внимание к природоохранным проблемам и выработать планы действий для решения природоохранных и ресурсных проблем С этой целью создан Глобальный экологический фонд. Разворачивается интенсивное международное сотрудничество в области охраны природной среды и перехода к использованию экологически приемлемых решений, сопровождающееся принятием значимых международных документов в области охраны окружающей среды. Большое число документов носит рекомендательный характер для членов ООН. Тем не менее, осознав серьезность экологических проблем, страны стремятся соблюдать содержащиеся в конвенциях рекомендации. С помощью относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают базу для взаимодействия и сотрудничества максимально большого числа государств с различными политическими и экономическими системами, являющимися шагом к принятию детальных обстоятельств. Все большее число государств соглашается с тем, что наступил момент, когда необходимо регулировать свою деятельность с учетом мировых тенденций. В настоящее время обсуждаются вопросы, связанные с усилением экологической программы ООН, образования Совета экологической безопасности OOН, Международного экологического суда.

На решение вопросов по устойчивому развитию сориентированы ранее действовавшие подразделения ООН и созданы новые. Так, Комитеты по экономическим, финансовым, правовым вопросам, промышленному развитию, по торговле и развитию, по координации мероприятий в области технической помощи, по мирному использованию атомной энергии, по использованию космического пространства в мирных целях все в большей степени работают под углом зрения решения экологических проблем. В этом же направлении усовершенствуется деятельность Экономического и социального совета (ЭКОСОС), непосредственно отвечающего за осуществление целей и принципов ООН в экономической и социальной областях. В его функции входит проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области перехода стран к устойчивому развитию, созыв международных конференций и подготовка проектов конвенций по этим проблемам, проведение в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН по учету экологического фактора в социально-экономической деятельности.

Согласно Уставу ЭКОСОС может создавать комитеты и комиссии, необходимые для выполнения его функций. Так, для решения множества новых проблем, связанных с переходом к устойчивому развитию, создана Комиссия по устойчивому развитию. В связи со значительно возросшими требованиями в области использования природных ресурсов создан Комитет по природным ресурсам. Ранее эти вопросы решались в рамках Программы по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО). В свою очередь, возрастает роль ЮНЕСКО в содействии развитию новых направлений международного сотрудничества в области экологического просвещения, в том числе в рамках программы «Человек и биосфера». Межправительственная Комиссия по изменению климата (МКПИК) курирует вопросы международного взаимодействия в области сокращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в результате вредных выбросов в атмосферу. В рамках комиссии разрабатываются допустимые уровни выбросов для наиболее вредных газов, вызывающих парниковый эффект. Создана специализированная структура «Меркурий» — спутниковая телекоммуникационная система, оплачиваемая из бюджета управленческих и административных расходов ООН, которая облегчает доступ к услугам информационных каналов.

Разработкой системы согласованных решений, касающихся устойчивого развития, занимается Международный институт прикладного системного анализа, который работает в Вене. В разработке проекта по оценке стратегии сокращения загрязнения воздуха приняли участие представители 15-ти стран и 4-х международных организаций. Это дорогостоящие проекты, обслуживаемые мощными вычислительными центрами и информационными системами. Институт проводит экспертные оценки экологических проектов, в которых заинтересованы все страны.

Осознание важности экологических проблем, накопленный опыт взаимодействия в области охраны окружающей среды создают реальную основу для развития международного экологического законодательства. Одобрен принцип рекомендуемого приоритета международных соглашений над национальным законодательством. Международное право располагает внушительным количеством законодательных экологических норм, обязательных многосторонних договоров и большого числа режимов, не имеющих обязательной силы, но учитываемых странами, Так, 95 стран подписали юридически обязательную Конвенцию о международной торговле опасными химическими веществами и пестицидами (1998). Конвенция охватывает 25 пестицидов и 5 промышленных химикатов. Договор не является глобальным запретом на эти химические вещества, он дает возможность странам- импортерам решать, какие химические вещества они хотят принять, а импорта каких хотели бы избежать, поскольку не располагают безопасными технологиями их использования. Продолжается работа над международными правовыми документами по регулированию использования опасных химических веществ. Разрабатывается международный глобальный документ по органическим загрязнителям, имеющим общую юридическую силу. Приняты Международные руководящие принципы техники безопасности ЮНЕП в области биотехнологий. ЮНЕП содействует странам в укреплении правового потенциала в форме консультативных услуг, технической помощи для обеспечения возможности для участия в разработке международного экологического законодательства, организует учебные стажировки.

Решение вопросов, связанных со сложной и быстро меняющейся экологической ситуацией, требует гибкого творческого подхода. Программы ЮНЕП разрабатываются с учетом специфики стран, их экономических проблем. Используется региональный подход в оказании содействия странам в решении вопросов, связанных с переходом к устойчивому развитию. Так, ЮНЕП для Европы (РБЕ) особое внимание уделяет странам с переходной экономикой. Для них были организо¬ваны региональные конференции по проблемам изменения климата, влиянию военной деятельности на окружающую среду. РБЕ организовало регулярные сессии-брифинги с участием постоянных представителей стран при отделении ООН в Женеве, содействовала составлению регионального плана действия по окружающей среде Каспийского моря. ЮНЕП ведет работу по разработке экологических мероприятий и приоритетов в европейском регионе во избежание дублирования. Разработаны руководящие принципы комплексного рационального использования природных ресурсов в странах с переходной экономикой, оказывается им техническая помощь для обмена информацией по этим вопросам. Привлечение стран к работе в семинарах содействовало ускорению ратификации конвенций в области экологии. Ведется работа по привлечению развитых стран к проблемам стран СНГ и оказания им содействия. Для ускорения введения в действие природоохранных конвенций странам, их ратифицировавшим, оказывается финансовая и техническая помощь в развитии промышленного потенциала. Так, на реализацию положений Венской конвенций об охране озонового слоя для поэтапного отказа от производства и потребления веществ, разрушающих озоновый слой, государствам СНГ было выделено 2247 тыс. долл.

РБЕ создало базу данных о региональных мероприятиях и программах в области окружающей среды, которая обновляется при содействии Европейского агентства по окружающей среде и соответствующими структурами ООН. Была разработана специальная программ для стран с переходной экономикой, направленная на создание собственной экологической инфраструктуры, учета экологического фактора в процессе экономического развития, разработку природоохранного законодательства РБЕ участвует в разработке общеевропейской стратегии по региональным морям.

Основным международным документом, направленным на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов, стал Киотский протокол — приложение Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Протокол был согласован 11.12.1997 г. на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото и вступил в силу 16.12.2005 г. после ратификации его Российской Федерацией. Киотский протокол обязал своих участников сократить эмиссию парниковых газов за период с 2008 по 2012 г. США, Китай и Индия не присоединились к Киотскому протоколу, хотя и прилагают усилия к сокращению вредных выбросов в атмосферу. Основной целью ограничений было снижение в этот период совокупного среднего уровня выбросов шести типов наиболее токсичных газов (С02, СН2, гидрофторуглеводородов, перфторуглеводородов, N20, SF6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. Основные обязательства взяли на себя индустриально развитые страны. Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада — на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики в среднем на 8%, Россия и Украина — сохранить выбросы па уровне 1990 г. Хотя, к сожалению, задания Киотского протокола не выполняются на все 100%, главная цель достигнута – страны активно приступили к реализации национальных программ по сокращению вредного воздействия на окружающую среду.

В 2007-2008 гг. эксперты ООН проверяли выполнение Россией обязательств по Киотскому протоколу. В отчете сделан вывод об отсутствии у РФ серьезных проблем, препятствующих достижению установленного для страны уровня выбросов. Одновременно эксперты ООН сформулировали замечания и рекомендации по совершенствованию кадастра и реестра уровней выбросов [6].

Принципиально важной является 17 статья Киотского протокола, согласно которой страны могут участвовать в купле-продаже квот на выбросы парниковых газов для достижения установленных Киотским протоколом ограничений на выбросы. В статье говорится, что торговля квотами должна быть дополнительной мерой к необходимым экологическим мероприятиям по снижению выбросов, проводимым странами у себя на родине. Многие экологи, специалисты активно выступают против 17 статьи Киотского протокола, утверждая, что торговля неиспользованными квотами на выбросы парниковых газов не отвечает духу принятых принципов устойчивого развития, является экологически непродуктивной и требует значительного дополнительного бюрократического аппарата. Ряд представителей ЕС также считает, что торговля разрешениями на дополнительные выбросы подрывает нравственные устои подписанных в Киото документов. Против выступает Индия и другие развивающиеся страны. Тем не менее Всемирный рынок в 2000 г. объявил о создании фонда Prototype Carbon для проверки дееспособности такого рынка. Задача фонда — привлекать средства промышленных компаний в проекты для развивающихся стран по снижению углекислого газа в атмосфере. В обмен на вложения компании могут получать от фонда сертификаты на дополнительные выбросы углекислого газа.

Представители России, исходя из того, что в значительной степени в результате падения промышленного производства объем выбросов существенно сократился по отношению к уровню 1990 г., поддержали проект продажи квот на выбросы, рассчитывая получить от развитых стран десятки миллионов долларов за продажу миллиардов тонн углекислого газа в виде прав на выбросы. Эти надежды не оправдались. Позиция по вопросу торговли квотами на выбросы должна быть ясной и принципиальной. Главным загрязнителем атмосферы, наряду с Китаем, являются развитые страны, и в первую очередь США. Поэтому необходимо как можно быстрее решать экологические проблемы развития промышленности именно здесь. Тем более что развивающиеся страны, как правило, идут по стопам развитых государств. Решение экологических проблем в развитых странах увеличит их возможность по ока¬занию реального положительного воздействия в этой области на остальной мир по нескольким направлениям: пополнение мирового научно-технического потенциала экологически безопасными технологиями; расширение возможностей открытой помощи развивающимся странам при условии максимальных их собственных усилий в этом направлении. Создание глобальной «зеленой экономики», естественно, предполагает наличие постоянно обновляемого всемирного фонда «зеленых технологий».

Срок действия Киотского протокола истекает в 2012 г., поэтому предполагалось на Саммите в Копенгагене в конце 2009 г. принять новый документ, в котором превалировали бы точные рекомендации в сфере экологической политики для каждой из стран — участниц, в том числе для стран — основных загрязнителей окружающей среды. Высокие проценты снижения вредных выбросов не сопрягались со снижением темпов экономического роста. Согласно исследованиям ученых Калифорнийского университета в США, может быть создано 300 тыс. новых рабочих мест, если 20% потребности и электроэнергии будет удовлетворяться за счет возобновляемых источником. По прогнозам одной из ведущих консалтинговых фирм в Мюнхене, к концу следующего десятилетия в сфере экотехнологий в Германии будет занято больше людей, чем в автомобильной промышленности. Предполагалось осуществить юридическое оформление обязательств по сокращению выбросов с контролем их выполнения структурами ООН. Для выполнения Копенгагенской программы предусматривалось значительное увеличение ассигнований со стороны ООН. Однако предполагаемые конкретные программы на Копенгагенском саммите приняты не были. На данный момент (январь 2010 г.) Киотский протокол остается единственным документом, обязывающим страны сокращать вредные выбросы. Аппарату ООН, правительствам стран предстоит проделать большую работу по согласованию обязательств в области экологической политики после 2012 г. Деловые круги во многих странах требуют от государств четкой политики в отношении изменения влияния производственной деятельности на окружающую среду, государственного регулирования, установления ограничений на выбросы или рекомендаций относительно энергоэффективности. Бизнесу необходимы правила игры. ООН намерена помочь государствам в разработке новых экологических программ, способствовать процессу глобальной трансформации производств, положить начало новому этапу «зеленого» развития.

В сложившейся экологической ситуации необходимо прорабатывать модели глобального развития, основывающиеся на фундаментально более высоких взаимоотношениях между странами в области экологической политики. Речь идет о выравнивании технологического уровня мировой экономики, повышении ее экологичности с целью уменьшения глобального антропогенного воздействия на окружающую среду. Достижение этой цели предполагает:

■ концентрацию усилий в области разработки международных документов, определяющих конкретные направления замещения экологически неприемлемых производств во всех странах на базе использования глобального банка экологически чистых технологий, финансовой и кадровой поддержки со стороны институтов ООН;

■ реализацию глобальной экспортной политики, не допускающей возможности выхода на внешний рынок экологически неприемлемых товаров, а также товаров, произведенных на основе экологически неприемлемых технологий.

Осуществление конкретных технологических программ будет способствовать реализации в странах положительных структурных изменений производств с точки зрения их экологичности, повышению сбалансированности темпов и качества роста, придаст экологическим международным программам конкретный характер.

3. Роль государства в решении экологических проблем в развитии экономики

Глобальный характер устойчивого развития как с точки зрения сущности процесса, так и с геополитической точки зрения, определил важную роль государств в качестве координаторов происходящих в странах процессов, связанных с переходом к экологически приемлемому типу развития. На государственном уровне происходит присоединение стран к глобальным международным документам по устойчивому развитию на основе взаимодействия с международными организациями, на государственном уровне разрабатывается идеология перехода на путь к устойчивому развитию, принимаются экологические программы, инициируются меры по усилению учета экологического фактора в развитии. Государства отве¬чают за выполнение международных обязательств в области экологии. Осуществление этих новых сложных функций налагает на работников государственного аппарата большую ответственность, требует от них высокого профессионализма в принятии решении, связанных с устойчивым развитием. На Саммите ООН (сентябрь 2000 г.) отмечалось, что государственным организационным структурам зачастую недостает профессионального кругозора, информационного потенциала, чтобы не отстать от быстро меняющейся повестки дня. Любая деятельность должна быть ориентирована не просто на достижение высокой экономической эффективности, но и на экологическую безопасность, которая стала одним из главных критериев развития. Сменился масштаб осмысления решаемых задач, необходимо соблюдать принятый международным сообществом принцип: мысли масштабно, действуй локально. На государственном уровне определяются пути и методы ориентации на устойчивое развитие в конкретных условиях, приоритеты экологических программ. Государство должно ориентировать бизнес на экологически приемлемую деятельность с помощью экологического законодательства, экономического механизма стимулирования принятия экологически приемлемых решений. Уже сейчас деловые круги во многих странах требуют от государств четкой политики в отношении изменения влияния производственной деятельности на окружающую среду, государственного регулирования, установления ограничений на выбросы или рекомендаций относительно энергоэффективности. Бизнесу необходимы четкие правила игры.

В настоящее время в мире обозначились разные, но вполне определенные способы включения стран в процесс перехода на путь к устойчивому развитию. Так, Объединенные Арабские Эмираты пошли по пути создания экологически чистого города Масдар (источник на арабском языке), чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам. На основе современных технологий в городе будет обеспечен нулевой уровень выбросов углеводородов в атмосферу, отсутствие каких бы то ни было отходов. Проект осуществляется в эмирате Абу-Даби — самом большом из 7-ми эмиратов ОАЭ, дающем 60% ВВП страны. Эмират ассигновал 4 млрд долл. на строительство объекта, остальные 18 млрд долл поступят в виде инвестиций со стороны крупных финансовых учреждений банков страны. Город строится по существу в условиях пустыни. Температура воздуха там колеблется от +10 до +50°С, почвы почти нет, источников питьевой воды тоже нет. Для обеспечения города питьевой водой строится завод по опреснению морской воды из Персидского залива. Большая часть продуктов питания будет производиться в оранжереях. Все отходы поступят в переработку, свалок не будет. Используемые технологии не революционны, но их еще не применяли в масштабах города. Экономика города будет базироваться только на научно-исследовательской деятельности (никаких производств) для реализации программы, посвященной исследованиям в области альтернативных источников энергии. Здесь же будет открыт Масдарский институт науки и технологии. В его создании примет участие Массачусетский технологический институт (США). Создание этого города не только привлечет внимание к экологическим проблемам (страна занимает второе место в мире по вредным выбросам в атмосферу на душу населения), но и послужит примером организации экологически чистого города в условиях пустыни, построенного по единому плану.

Экологически чистый город Донгтан планируют построить в Китае рядом с Шанхаем. Предполагается, что весь транспорт будет работать на биотопливе, электроэнергия будет генерироваться с помощью огромных солнечных батарей или ветряков, а воздух предусматривается очищать с помощью фильтровых заграждений по периметру города (этакая мини-китайская экологическая стена). Китайская строительно-инвестиционная компания Shanghai Industrial Investment Corporation, частично принадлежащая государству, предусматривает единовременное вложение в размере 1,3 млрд долл в строительство Донгтана и последующие финансовые вливания, в том числе 10 млрд долл. на строительство жилья и инфраструктуры. Ряд экологов считает, что создание такого города в огромном Китае, где 100% поверхностных вод непригодны для питья, и каждый год гибнут более 800 тыс. человек от плохой экологии, — не лучшее вложение средств. Целесообразнее направить эти средства на улучшение экологии существующих городов. Китай еще только приступает к созданию общенациональных экологических программ, разработке экологического права. Однако китайский бизнес по многим производственным направлениям подключается к общемировым тенденциям в освоении экологически чистых производств и технологий.

В настоящее время больших результатов с точки зрения комплексного решения проблем экологического оздоровления хозяйственной деятельности добились развитые страны ЕС. Программы ЕС по устойчивому развитию охватывают все сферы деятельности человека — науку, образование, производство, жилищно-коммунальное хозяйство. Серьезные наработки осуществлены в области экологического права, имеющего сложную, не до конца познанную специфику. Государства делают решительные шаги в области использования экономического механизма для стимулирования ра¬вития экологически приемлемых направлений в экономике. Государства в ЕС берут на себя значительную часть расходов, связанных с воспитанием личности, соответствующей духу устойчивого развития, учетом экологического фактора в сфере образования, научных исследований, стимулированием внедрения экологически приемлемых решений во всех отраслях производства, коммунального хозяйства.

В России сложность этапа развития предопределяет чрезвычайно важную роль государства в обеспечении сочетания процесса восстановления промышленного комплекса после распада СССР с одновременным решением задач, связанных с переориентацией на экологически приемлемое развитие. Концепция устойчивого развития была провозглашена общегосударственной стратегией развития политики, и координировать ее реализацию должно государство. Общая задача учета экологического фактора в развитии должна опираться на четко сформулированные государством ориентиры, конкретизироваться в государственных программах материализации экологической доктрины: направления развития экологически приемлемых производств и обеспечение их необходимыми научно-техническими разработками, кадровым потенциалом, разработками по использованию экономического механизма, стимулирующего выполнение поставленных задач. Осуществление провозглашенных целей не может проходить стихийно, на основе складывающегося спроса и предложения.

В современной мировой экономике рыночное саморегулирование происходит в рамках очерченных государством приоритетов при существенном государственном вмешательстве с помощью рыночных механизмов. Свобода бизнеса проявляется через осознанную общественную необходимость учитывать экологический фактор. Сложился более или менее отработанный набор форм и методов государственного регулирования развития экономики, используемых в зависимости от конкретных условий. Однако везде активизируется функция государственного управления, координации встраивания всех подразделений в намеченный процесс развития. Особое значение приобретает разработка долгосрочной экономической стратегии, которая реализуется в природоохранных программах. В настоящее время российское государство уси¬ливает свою инициирующую роль в развитии производств, определяющих технологический уровень промышленности, централизации ресурсов на создание современных технологических комплексов — базы перехода к экологически приемлемому развитию. Принимаются меры к восстановлению промышленного потенциала, стимулированию возврата на родину научных и квалифицированных производственных специалистов. Происходит конкретное осмысление факта чрезвычайно слабого освоения имеющегося научно-технического потенциала. Очевидно, в значительной степени это результат слабых связей научно-исследовательских и производственных подразделений при недостаточном уровне кадрового потенциала предприятий. Мы располагаем опытом эффективного взаимодействия науки, конструкторских бюро и производств в ОПК (оборонительно-промышленный комплекс), где конструктора совместно с технологами, контролируя соблюдение производственным персоналом всех технических условий, обеспечивают выпуск опытных образцов изделий, подготавливают их серийное производство. Логически верным шагом в этом направлении является принятие решения о возможности создания экспериментальных производственных подразделений в высших учебных заведениях.

Многие проблемы промышленного развития в связи с учетом экологического фактора вышли на глобальный уровень. Страны ЕС как единый экономический блок на государственном уровне ставят вопрос об отказе от импорта экологически неприемлемых товаров и товаров, произведенных с помощью «грязных» технологий. ЕС стремится мобилизовать ресурсы для внедрения энергетически эффективных технологий, в том числе в менее развитых странах ЕС. Российскому государству необходимо учитывать зарубежный опыт в этой области как с точки зрения направлений развития, использующихся экономических механизмов, так и с точки зрения перспектив российского экспорта.

Одна из важных проблем, решение которой возможно лишь на государственном уровне, — это обеспечение технической базы для осуществления значительно возросшего объема расчетов, обработки данных экологического мониторинга. Речь идет о создании мощного парка ЭВМ. В США принят Закон о федеральной поддержке высокопроизводительных вычислений (Public Law 12-194 the High Performance Computing Ac5t of 1991). Президента США обязали развернуть федеральную Программу поддержки высокопроизводительных вычислений и коммуникаций. Сверхмощные ЭВМ позволят соединить во времени усовершенствование материалов, конструкций и процесс изготовления. Вез мощного парка ЭВМ невозможно организовать на должном уровне национальную статистику достоверных данных по энергопотреблению, энергосбережению и другим параметрам устойчивого развития.

С помощью государственной поддержки экологический фактор становится все более весомым в стратегии развития энергетики стран. В США в 2007 г. вступил в силу закон, направленный на развитие производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В стране осуществляется стимулирование как спроса, так и производства в области использования ВИЭ. В Германии введена эффективная система стимулирования развития ветроэнергетики, гарантирующая компенсацию затрат по инвестиционным проектам в течение 20 лет. В Испании государство спонсирует введение льготного тарифа на электроэнергию, произве-денную с помощью ВИЭ. Тариф введен на 25 лет, по истечении которых он будет снижен еще на 25%. В Китае в 2006 г. принят закон о возобновляемой энергетике, предусматривающий льготные тарифы на электроэнергию, полученную при сжигании биомассы (отходов), и основах ценообразования в ветроэнергетике. Этот сектор развивается в Китае на основе сочетания государственных концессий и частного бизнеса. Китайское государство вкладывает значительные ресурсы в развитие НИР и внедрение экологичных направлений тепло- и электроэнергетики. Во многих странах государство принимает активное участие в обеспечении улучшения экологических параметров автомобильного транспорта, являющегося одним из главных загрязнителей окружающей среды. Государства вводят дотации потребителю на приобретение более экологичных марок автомобилей и экологичных видов топлива для них, а их производители пользуются льготными налогами и кредитами.

В России на данном этапе превалирует прямое участие государства в создании производств с учетом экологического фактора, в том числе с привлечением иностранного капитала. РФ еще только приступает к законодательному оформлению и реализации экономического механизма государственной поддержки производства экологически приемлемой продукции, внедрения «зеленых» технологий. На государственном уровне предстоит урегулировать вопрос притока учащихся в производственно-технологические вузы и обучения их в соответствии с требованиями устойчивого развития экономики.

Одна из основных обязанностей российского государства в области реализации концепции устойчивого развития — содействие повышению экологической образованности, ответственности, нравственности всех слоев населения. Многие россияне не знают существа глобальности экологических проблем: главное — не строй завод для сжигания мусора около моего дома, но они не понимают, что на земле нет такого места, где все можно. Государство должно скоординировать работу средств массовой информации в области пропаганды устойчивого развития, экологически приемлемого образа жизни, обеспечения соответствия рекламы принципам экологически приемлемого развития, поощряя лучшие проекты.

Примечания:

[1] Зеленый мир. 2009. № 9-10, 36. С. 19.
[2] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977.
[3] Вестник АН СССР, 1990, № 12. С.91
[4] Вестник РАН. 2008, № 6, С. 513.
[5] Зеленый мир. 2009, № 11–12, С. 8–9.
[6] Информационная служба «Эко-Согласие», 21.03.2018.

Книга Е.П. Июдиной «Экологически приемлемое развитие промышленности», напечатанная в издательстве Института экономики РАН, 2010 г., публикуется с разрешения директора Института экономики РАН, члена-корреспондента РАН, д.э.н., профессора Руслана Семеновича Гринберга.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Глава 2 книги Е.П. Июдиной "Создание организационных и правовых предпосылок для перехода к экологически приемлемому развитию экономики"

Следующие главы книги будут размещены на нашем сайте позже.