1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Дошколят захватил мир смартфонов: стоит ли говорить им «нет»?

deti-telПсихологи бьют тревогу: дети осваивают планшеты, смартфоны задолго до того, как начинают ходить и внятно разговаривать. Хорошо это или плохо? Есть ли альтернатива кибериграм? Можно ли рисовать песком и светом? Как с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям?

Мобильный понарошку

На многочисленных форумах родители жалуются: ребенок хочет взять в детсад смартфон. Что делать? Да, высокотехнологичные игрушки среди малышей идут сегодня "на ура". Кнопки, тачскрины, джойстики... Все пищит и мигает. У "владельца" гаджета сразу находится море друзей.

Но психологи предупреждают: не стоит идти на поводу у ребенка и давать с собой гаджет. Так вы можете оказать ему медвежью услугу, ведь, когда он станет взрослым, друзей просто с помощью смартфона уже не заведешь...

Другое дело - игрушки-"пустышки", имитирующие сотовые телефоны. Они есть не только в каждом доме, где растет дошкольник, но и в детских садах, как правило, уже обычное дело. Нажимаешь на кнопку и в ответ слышишь: "Привет, как дела?". Эмоции зашкаливают.

- Вредных экранов, за которыми детям сидеть не рекомендуется, тут нет, а развивающая составляющая налицо. По таким телефонам малыши с удовольствием "звонят" друг другу, играют в мам и пап, - рассказывает детский психолог Екатерина Батракова.

По такому же принципу работают и игрушечные ноутбуки. Сидишь, как взрослый, за "компьютером", нажимаешь на клавиатуру - гаджет называет нужную букву. Так можно выучить не только буквы, но и слова, цифры, цвета, фигуры.

Стоимость детских киберигрушек зависит от производителя и электронной "начинки". Простые обходятся в пару сотен рублей, а качественные устройства - от тысячи и более. Кстати, как утверждают эксперты, они могут быть весьма полезными в плане развития детей: развивают мелкую моторику у малышей, тренируют зрительное и слуховое восприятие.

Но вот что касается здоровья, то медики практически едины: детям до семи лет можно "общаться" с гаджетами не более получаса в день. Правда, речь идет о настоящих устройствах, а не об игрушках.

Интерактив за партой

Главная задача электронной доски - не просто показать картинку, а в игровой форме чему-то научить. "Сложи в одну корзинку овощи с грядки, а в другую - сладкие фрукты", - такая задачка стоит перед малышом. Один из плюсов: в школе это занятие уже не будет ему в новинку, ребенок быстрее включится в учебный процесс.

Но есть и минусы. Правда, касаются они уже не ребенка, а взрослых. Допустим, сенсорная доска последней модели стоит около 1,5 миллиона рублей. Любой ли детский сад сможет ее "осилить" самостоятельно? Конечно, нет.

Как магнитом дошколят притягивают и интерактивные столы. Это универсальный обучающий прибор: что может быть интересней, чем вместе собрать мозаику, сосчитать все цвета на картинке, помочь зверятам найти своих родителей? Воспитатели подчеркивают: эти задачи не такие простые, как кажутся, - дети учатся не перебивать друг друга, а действовать сообща.

Но опять же, какова цена вопроса?

- Детские сады перешли на подушевое финансирование и сами распоряжаются, куда потратить деньги: купить интерактивный стол, который стоит 400 тысяч рублей, или, например, отремонтировать лестницу. Далеко не у всех есть возможность приобрести такие дорогие обучающие игрушки. К тому же в детсаду IT-технологии все-таки имеют не такое большое значение, как в школе, - считает Светлана Тимушкова, руководитель дошкольного структурного подразделения школы N1423.

Надо сказать, что новые технологии в садиках воспитатели стараются использовать в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру. Вот пример. Перед группой дошколят - экран, на котором извергается вулкан. Вскоре картинка оживает: педагог показывает ребятам уже реальный макет вулкана и проводит простейший химический опыт - сода, уксус, немного красной краски. Увидев извержение в миниатюре, малыши должны его нарисовать.

- Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую, - говорит воспитатель Юлия Барышникова. - Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, "живые" игры заменить сложно.

На две кочки вперед

В прошлом году в одном из столичных детских садов проводился эксперимент "Цифровой детский сад". Для нескольких групп закупили планшеты, разработали специальные развивающие игры.

"Помоги собачке перейти болото: прыгни на две кочки вперед, потом на три вправо, и на три влево", - такие простые задания предлагались ребятам. Если малыш ошибался, виртуальный друг падал в воду. А если собака успешно доплывала до другого берега, она радостно лаяла и виляла хвостом.

- Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, - не сказать ничего, - замечает методист Елена Кириллова. - Это был пусть первый, но очень успешный опыт их применения в детских садах.

Вопрос о том, заниматься дошкольнику на планшете или нет, остается открытым. С одной стороны, согласно санитарным нормам и правилам ребенок может заниматься за компьютером 7-10 минут два раза в неделю. При этом детям младше трех лет находиться за экраном вообще не рекомендуется.

С другой стороны, эти нормы уже устарели, так как разрабатывались с учетом мониторов компьютеров. У планшетов совсем другие параметры.

В стиле техно

Отдельная категория гаджетов - современные музыкальные инструменты для творчества и арт-терапии. Их используют для занятий с особенными детьми: с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Один из таких - музыкальный луч, саундбим. Это устройство похоже на стойку для микрофона, только на конце - ультразвуковые сенсоры, которые улавливают движения и переводят их в звуки. Ребенок как будто играет на невидимом инструменте, перебирает пальцами, руками по воздуху, а в ответ слышится мелодия. Можно настроить этот гаджет под звуки арфы, трубы, органа, скрипки.

Кстати, в кабинетах психологов многих детсадов можно часто встретить "продвинутую песочницу". Дно такого ящика с песком - прозрачное стекло, под которым установлены светодиоды. Нажимаешь на пульте кнопку - цвета меняются автоматически, кроме того, их можно настроить вручную.

- У ребенка - море положительных эмоций. Он рисует светом, песком, перебирает его пальчиками, - рассказывает психолог Екатерина Батракова. - А разноцветная подсветка создает ощущение чего-то сказочного, таинственного. Для таких занятий я приглушаю свет.

Есть подозрения, что у ребенка талант к музыке? Тогда стоит присмотреться к миниатюрным синтезаторам. С одной стороны, это просто игрушки с упрощенным управлением, а с другой - первые гаджеты, которые помогут развить у ребенка слух и любовь к музыке. Разноцветные клавиши, множество "звучащих" кнопочек - играть с ним гораздо интереснее, чем включать стиральную машинку или СВЧ.

Полезные изобретения для родителей

Электронная колыбельная - ночник. Сама определит, когда малыш проснулся, проиграет спокойную музыку под мягкий свет.

"Умные" часы для мамы и ребенка. Браслеты-часы, надетые на руку родителя и ребенка, с помощью 3G и GPS укажут маме или папе, в какую сторону убежало их дитя.

Термометр-липучка. Он больше похож на игрушку, чем на медицинский инструмент, крепится ко лбу ребенка.

Ксения Колесникова
(Российская газета, 09.12.2014)

Комментарий Андрея Фурсова:

- Гаджеты, о которых повествует "Российская газета", приносят молодому поколению девяносто процентов плохого и десять хорошего. Дети, проводящие время с клавиатурой или даже планшетами, совсем не работают ручкой, что особенно важно в возрасте до 10 лет. Потому что процесс писания, физиологически очень сложный, тренирует левое полушарие у правшей и правое у левшей. Если чадо не пройдет школы чистописания, то у ребенка будет недоразвито одно из полушарий. Кроме того, работа с планшетами - это возвращение в догутенберговские времена, когда мы работаем от образа, а не от знака. Про нагрузку на глаза я скромно умалчиваю - врачи в ужасе. Кстати говоря, десять процентов тоже очень сомнительны. В древней античности было много интересных автоматов, использующихся преимущественно для игры. Современные гаджеты, к сожалению, наша молодежь тоже использует в основном для игр. Мне трудно сказать, насколько тесная дружба моих студентов с девайсами и гаджетами. У многих есть планшеты, смартфон у каждого. Однако я, преподавая с 1972 года, успел заметить, как почерк студентов изменился в худшую сторону. А ведь некрасивый почерк в 9 случаев из 10 - это недосформированный характер, недоразвитый психотип. Меня волнует не то, сколько хорошего принесли нам новые устройства, а резко упавший уровень образования. Дело в том, что университетский преподаватель - это человек, забивающий гвозди в стену. С 90-х годов этих гвоздей нужно было все больше и больше. Но сейчас проблема простейшая: нет стены, ее нужно возводить заново. Правда, пока построишь - студент уже заканчивает бакалавриат и мы с ним прощаемся. Самое обидное, что ушел не интеллект, а стремление к его развитию. Раньше, на мировых математических олимпиадах, мы занимали первые места. Теперь на пьедестале Япония и Китай. Я не говорю об общей эрудиции. Я и мои сверстники выросли на семи журналах: "Знание - сила", "Техника молодежи", "Вокруг света", "Наука и жизнь", "Юный техник" и "Юный натуралист". Чтение этих журналов расширяло кругозор. Но сейчас дети, в большинстве своем, не развивают эрудицию. В конце прошлого тысячелетия в процессе обучения я приводил в пример схемы развития футбола (переход к тотальному футболу) и западного кино. Нынешний молодняк, если даже и увлекается футболом, ничего не знает о его истории. Я постоянно борюсь с искушением спросить молодых людей: "Что же вы делаете в свободное время?" Безусловно, есть очень талантливые и толковые дети, но уровень образования массовки резко понизился. И новейшие технологии, боюсь, сыграли в этом падении не последнюю роль.

Источник: http://www.rg.ru/2014/12/09/golova.html
09.12.2014