1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Александр Чурсин: Без знаний в космической отрасли ты отсталый человек

angara-paketaИнститут космических технологий Российского университета дружбы народов занимается новейшими техническими разработками и научными исследованиями: разрабатывает программы для фермеров, экологов, нефтяников с использованием возможностей дистанционного зондирования Земли, готовит высококвалифицированные кадры для работы в ракетно-космической отрасли. О перспективах космических технологий в приложении к земным проблемам в беседе с Иваном САПРЫКИНЫМ рассказывает заведующий кафедрой прикладной экономики Института космических технологий РУДН, доктор экономических наук, профессор Александр ЧУРСИН.

– Александр Александрович, для неспециалистов звучит несколько парадоксально: Институт космических технологий РУДН занимается аграрными и другими «земными» вопросами. В чем здесь дело?

– У нас два основных научных направления. Первое связано с экономикой и управлением развития наукоемких отраслей промышленности России (тесно сотрудничаем с предприятиями госкорпораций «Роскосмос» и «Ростех»). Второе – с прикладными разработками в области создания новых технологий и проектирования сложных наукоемких изделий.

В то же время мы проводим маркетинговые исследования с точки зрения изучения перспективных ниш по выходу на них с услугами, позволяющими решать проблемы различных отраслей экономики с применением возможностей дистанционного зондирования Земли. Дистанционное зондирование предоставляет возможность получать данные об опасных, труднодоступных и быстродвижущихся объектах, а также позволяет проводить наблюдения на обширных участках местности.

– И много специалистов сейчас работает в этих направлениях?

– Я думаю, что лет через 10 те, кто не знает, что такое космические услуги, просто не будут востребованы на рынке труда. Каждый агроном должен знать, как применить космические услуги в области сельского хозяйства для того, чтобы возделать поле.

Каждый эколог и геолог тоже должны знать, как эффективно применить возможности космоса для решения отраслевых задач. Этому мы и учим в Институте космических технологий наших студентов и аспирантов, привлекая их в ходе обучения к реальным научно-исследовательским работам, в том числе и к проектированию малогабаритных спутников.

– А по каким специальностям вы готовите студентов?

– Наш институт осуществляет подготовку кадров для работы на предприятиях ракетно-космической промышленности с 2010 года, когда была создана первая базовая кафедра совместно с одним из ведущих научно-исследовательских институтов Роскосмоса. На сегодняшний день в институте – восемь базовых кафедр и, как я уже говорил, у нас открыты программы бакалавриата по направлениям «Менеджмент» (специальность – «Управление наукоемкими предприятиями») и «Управление в технических системах» (специальность – «Физико-математические методы и модели в управлении сложными техническими системами ракетно-космической техники») и 14 магистерских программ: «Экономика», «Менеджмент», «Управление в технических системах», «Информатика и информационные технологии»...

Каждая программа разрабатывается в тесном взаимодействии с нашими предприятиями-партнерами, на которых студенты в ходе обучения проходят практику. Это позволяет учитывать потребности предприятий в профессиональных компетенциях их будущих сотрудников, а следовательно, наши выпускники при успешном освоении образовательных программ имеют высокие шансы на трудоустройство на хорошо оплачиваемые должности в ведущих российских компаниях высокотехнологичных отраслей промышленности России.

Консолидация знаний по таким дисциплинам, как физика, математика, информационные технологии, дистанционное зондирование, экономика, менеджмент позволяют сформировать ключевые профессиональные компетенции высококвалифицированных специалистов. Это поможет выпускникам двигаться по карьерной лестнице и занимать высокие должности в ракетно-космический отрасли.

Вместе с тем, обучаясь в институте, можно получить второй диплом – переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Ведь сегодня без знания иностранного языка трудно представить нашу жизнь. В ходе обучения студенты также участвуют в различных культурных, спортивных и, безусловно, научных мероприятиях, которые мы проводим совместно с предприятиями и институтами Российской академии наук.

Залог успеха как раз и заключается в том, чтобы подготовить востребованного на рынке труда специалиста на благо развития нашей страны, обладающего помимо хороших профессиональных знаний в конкретной области культурными и научными компетенциями, способного свободно общаться с зарубежными партнерами.

– Сегодня много говорится об устойчивом развитии. Обеспечат ли эти новые компетенции сегодняшних студентов, а завтрашних сотрудников предприятий, устойчивое развитие России?

– Нужно говорить не об устойчивом развитии, а об опережающем. Устойчивое развитие – это некая застывшая субстанция. А опережающее развитие – это развитие, которое дает право выйти в лидеры, быть не только конкурентоспособным, но и иметь большие конкурентные преимущества на рынке труда. Тот, кто хочет иметь опережающее развитие, каждодневно должен создавать конкурентные преимущества над потенциальными конкурентами на том или ином рынке. А при устойчивом вы пять лет будете, условно говоря, делать велосипед. Но на шестой год кто-то сделает велосипед лучше вас, с легкой рамой, например. И вы потеряли это устойчивое развитие.

Я сейчас говорю всем студентам: «Ребята, давайте заканчивайте уже 60 или даже 70 лет гонять в космос двигатель, о котором еще Константин Циолковский говорил, а Вернер фон Браун проектировал. Пора уйти от этих двигателей. Лучше потратить больше денег на разработку двигателя на новых физических и технических принципах. И тогда мы получим опережающее развитие».

Сегодня уже вполне очевидно, что если ты не владеешь знаниями в области космической деятельности, ты отсталый человек.

Иван Сапрыкин

http://www.ng.ru/education/2017-09-28/8_7083_development.html