Несоответствие подзаконных актов по заповедному делу концепции заповедности
- Подробности
- Категория: Размышления
Анализируя в рамках Всеукраинской кампании «Заповедникам-заповедность» различные подзаконные акты по заповедному делу – Положение о заповедниках, Проекты организации территории заповедников мы столкнулись с уникальным, никому (кроме узкой группы министерских чиновников) неизвестным явлением в заповедном деле.
Оказывается, эти документы буквально каждого второго заповедника содержит те или иные требования, противоречащие Закону Украины «О природно-заповедном фонде Украины». Чаще всего это касается коммерческой деятельности по хозяйственному использованию природных ресурсов заповедников –выращивание новогодних елок, лов рыбы, организация пасек, ведение охот под видом «регулирования» видов диких животных и т.п.
Положение осложняется тем, что областные природоохранные прокуратуры или областные госэкоинспекции, к которым мы обращались с требованием пресечь подобные нарушения, разводили руками, так как эти нарушения были «узаконены» Положениями о заповедниках и Проектами организации территорий заповедников.
В начале 2000-х годов, как правило, Положения о заповедниках и Проекты организации территории заповедников утверждались Минприродой Украины с нарушениями Закона «О природно-заповедном фонде Украины». Это касалось заповедников: Дунайский, Черноморский, Карадагский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Днепровско-Орельский, Медоборы, Луганский, Украинский степной, Ровенский, Крымский, Аскания-Нова, Еланецкая степь.
Так, данные подзаконные акты, касающиеся заповедников Крымский, Черноморский, Еланецкая степь, Луганский, Аскания-Нова, Украинский степной разрешали проводить в природных заповедниках и заповедных зонах биосферных заповедниках регулирование численности диких животных.
Подзаконные акты, касающиеся заповедников Медоборы, Украинский степной – содержание пасек, заповедника Днепровско-Орельский – выращивание и заготовку новогодних елок, заповедников Дунайский и Черноморский – промысловый лов рыбы в заповедной зоне, в Дунайском заповеднике также незаконно разрешалась охота, в Аскании-Нова – разведение животных интродуцентов.
Положение о Ровенском заповеднике незаконно разрешало заповеднику такие несвойственные ему виды деятельности как ведение капитального строительства, организацию общественного питания, реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, открытие магазинов, изготовление продуктов питания, переработку сельхозпродукции, создание пунктов бытового обслуживания, ведение торговли.
Положение о заповеднике Мыс Мартьян незаконно предусматривало отсутствие в заповеднике юридического статуса. Положение о Крымском заповеднике и Проект организации Крымского заповедника незаконно предусматривали ведение заповедником таких незаконных действий как промысловый лов рыбы, выращивание малька товарной форели, реализацию лесопродукции, мяса, рыбы, меда, минеральной воды, древесного угля, растительной продукции, продуктов декоративно-прикладного искусства.
Положение о Карадагском заповеднике незаконно предусматривало такие незаконные действия как маркетинговые услуги, услуги связи, торговлю, организацию общественного питания, торгово-посредническую деятельность, автотранспортные услуги. Проект организации территории Карадагского заповедника незаконно предусматривал использование механических транспортных средств для катания по заповедной акватории экскурсантов. Положение о Ялтинском горно-лесном заповеднике незаконно предусматривало сбор семян, выращивание плантаций лавра.
«Положення про Проект організації території природного заповідника та охорони його природних комплексів», утвержденное Минприродой Украины 06.07.2005 г. № 245 нарушало ст. 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины». В частности, оно допускало регулирование численности диких животных, различные виды рубок и виды лесопользования, использование недревесных растительных ресурсов леса, предполагало защиту заповедных лесов от вредителей и болезней, размещение туристических маршрутов, а в охранной зоне заповедника разрешало охоту.
«Положення про наукову діяльність заповідників та національних парків України», утвержденное Минприродой Украины 09.08.2000 г. № 103, в нарушение ст. 16 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», разрешало в природных заповедниках регулирование численности диких животных путем отлова или отстрела.
«Методичні рекомендації щодо режиму збереження лісових екосистем на територіях природно-заповідного фонду України різних категорій», утвержденные Минприродой Украины и Госкомлесхозом Украины 24. 12.2003 г. № 185/210-А незаконно разрешали в заповедниках выборочные санитарные и сплошные санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки ухода, сбор хвороста.
После многочисленных обращений Киевского эколого-культурного центра, народных депутатов Украины А. Голуба и Л. Котеляк в Генеральную прокуратуру Украины, а также в Минприроды Украины, Департаментом заповедного дела Минприроды Украины в 2013-2014 гг. практически все выявленные нарушения в перечисленных подзаконных актах были устранены. Оставшие недостатки должны быть доработаны в ближайшее время.
Владимир Борейко
(Киевский эколого-культурный центр, 10.06.2014)