1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Московские марксисты о лесопарках

lianozРезолюция

Круглого стола на тему: «Планируемые к созданию и не созданные особо охраняемые природные территории в Москве: территории для резервирования строительства или развития природоохранного потенциала мегаполиса?» (на примере Жулебинского и Лианозовского лесопарков).

29 мая 2014 года, Московская городская Дума

29 мая 2014 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по проблемам земель, зарезервированных с 2005 год под создание особо-охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

В обсуждении приняли участие депутаты МГД, совета депутатов муниципальных образований, представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента культурного наследия, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Департамента городского имущества, Москомархитектуры, Префектуры СВАО, управ районов Выхино-Жулебино, Лианозово, Московского городского общественного экологического совета, инициативных групп граждан.

Не прибыли на Круглый стол приглашенные представители Департамента строительства, Департамента градостроительной политики, Главного контрольного управления города Москвы, Комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Прокуратуры города Москвы, Префектуры ЮВАО.

Целью Круглого стола является анализ работы Правительства Москвы по содержанию природных территорий, зарезервированных для создания региональных ООПТ, причин неисполнения Закона города Москвы от 06.07.2005 года № 37.

Анализ работы правительства Москвы. В нынешнем году исполняется 25 лет знаменательному для природы Москвы и москвичей, выступающих в её защиту, событию. 7 июля 1989 г. состоялась последняя в истории Москвы сессия Моссовета, на которой для Москвы было узаконено понятие «природная территория» и принято решение о создании в столице системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), завершить формирование которой было поручено в 1995 г. Мы рассматриваем это решение Моссовета как победу самого широкого за все времена общественного природоохранного движения москвичей, массовые акции которого потрясали Москву конца 1980-х гг. К сожалению, реализация этих решения в силу известных причин ограничилась созданием одного природного парка – «Битцевский лес» и сети памятников природы (ПП), учреждённых в долинах 17 московских рек – Яузы (10 памятников природы), Чермянки (2), Лихоборки, Сетуни, Раменки (2), Очаковки (5), Самородинки, Химки, Серебрянки, Пономарки, Котловки, Городни (4), Чертановки, Дубинкинской речки, Битцы, Язвенки, Шмелёвки. Все они до сих пор сохраняют свой особый природоохранный статус.

10 лет назад, в 2004 г., Правительство Москвы одобрило Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, разработанную в развитие самого экологически ориентированного Генерального плана Москвы до 2020 г. В 2005 г. Схема получила силу Закона города Москвы, которым все природные территории Москвы (леса, речные долины с лугами, верховые и переходные болота) и некоторые экологически значимые резервные территории Природного комплекса (Братеевская пойма и Капотненский берег р. Москвы, др.) предназначены для создания новых ООПТ самых разных категорий. При этом Генеральным планом Москвы до 2020 г. завершение создания предусмотренных им ООПТ планировалось в 2005 г.

Всего в соответствии с Законом города Москвы от 6 июля 2005 г. № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» в границах МКАД и примыкающих к ней территорий, присоединённых к Москве в 1984 г., подлежат созданию 88 территориальных ООПТ и 31 – «точечная» (родники, примечательные деревья), а также 115 памятников природы и заповедных участков в границах уже существующих ООПТ и территорий ПК, предназначенных для образования новых ООПТ (их площадь в суммарной площади московских ООПТ не учитывается).

Вместе с образованными в Москве в 1983-2002 гг. более 40 территориальных ООПТ, включивших в свой состав все более или менее крупные лесные массивы и поймы почти всех речных долин, новые ООПТ должны были завершить формирование экологического каркаса, т.е. экологической сети многомиллионного мегаполиса, занимающего огромную по европейским меркам территорию – 248 кв. км. в границах старой Москвы).

Статус ООПТ должны получить все оставшиеся городские леса (лесопарки), речные долины (Схемой предусмотрена реорганизация учреждённых в 1991 г. памятников природы в категорию «природный заказник» разных видов). После 2005 г. в Москве в рамках реализации указанного Закона созданы только 9 самостоятельных территориальных ООПТ – природно-исторические парки «Кузьминки-Люблино» и «Косинский» (2006 г.), «Сокольники» (2009 г.), ландшафтные заказники «Долина р.Сходни в районе «Молжаниновский» (2007 г.) и «Тропарёвский» (2008 г.), природный заказник «Дегунинский» (2010 г.), памятники природы «Вашутинское мезотрофное болото в районе Молжаниновский и «Молжаниновское верховое болото» (2007 г.), «Голосов овраг» в Коломенском (2009 г.) и 20 «точечных», главным образом – родники. Из последних 19 учреждены на существующих ООПТ.

По состоянию на сегодняшний день в Москве статус ООПТ не получили 80 запланированных с 2005 года к созданию территориальных ООПТ, а с 2010 года не создано ни одной ООПТ. К сожалению, часть этих территорий, прежде всего – речные долины, в результате проведения тех или иных «благоустроительных» работ утратила свои природные качества и стала непригодной для образования ООПТ. Наиболее яркий пример тому – долины рек Яузы и Чермянки, которые, сохраняя до настоящего времени статус памятников природы, подверглись парковому «комплексному благоустройству» и как природные объекты потеряны. Под такой же угрозой находится долина р.Котловки и некоторые другие речные долины, которые по поручению Мэра Москвы приводятся «в порядок».

Некоторые лесопарки также «благоустроены» или планируются под «благоустройство» с применением неприемлемых для природных территорий принципов и методов, которые предписываются Правилами создания, содержания и охраны зелёных насаждений в городе Москве и МГСН 1.02-02 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы».

В результате осуществляемой и планируемой градостроительной деятельности, активизировавшейся с приходом нового руководства Москвы, практически уничтожена уникальная для мегаполиса Братеевская пойма, предназначенная для создания фаунистического заказника как место обитания 65 видов животных из Красной книги Москвы и признанная Правительством Москвы ключевой для сохранения биологического разнообразия Москвы территорией.

На территории подлежащего созданию ландшафтного заказника «Долина р.Сходни в Митине» планируется строительство нового жилого района более чем на 1 млн. кв. м. По европейским меркам это целый город! Особо следует отметить, что в начале 2000-х гг. землепользователю намеченного под застройку земельного участка Природного комплекса с разрешённым использованием только в сельскохозяйственных целях было отказано в его желании, что было даже закреплено ныне действующим Генеральным планом Москвы до2025 г. Однако с приходом нового руководства Москвы этот проект, как и многие отклонённые ранее проекты застройки ООПТ, были реанимированы.

Уничтожена наиболее сохранившаяся в Москве часть долины р.Лихоборки, где планировалось создание экологического парка. Это тем более возмутительно, что большой вклад в обоснование создания этой ООПТ внесли школьники – члены клуба «Эколог» Детско-юношеского центра досуга САО в конце 1990-х гг. Школьники обнаружили на его территории 15 видов животных, занесённых в Красную книгу города Москвы, и 16 видов животных, включённых в Приложение 1 к Красной книге города Москвы. За изучение сохранившегося здесь природного комплекса клуб «Эколог» был награждён премией Мэрии Москвы в области охраны окружающей среды.

К настоящему времени полностью или на основной площади уничтожены как природные объекты и потому более не пригодны для создания ООПТ 9 территорий и 17 предназначенных для учреждения памятников природы и заповедных участков в границах существующих и подлежащих созданию ООПТ иных категорий. Под аналогичной угрозой находятся 16 территорий и 9 будущих памятников природы и заповедных участков.

Однако самой большой угрозой для практически предназначенных для образования ООПТ территорий Природного комплекса является ныне действующий Генплан Москвы.

Если предыдущий Генплан Москвы и Закон города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» предусматривал создание ООПТ на базе территорий Природного комплекса, в основном – в их границах, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 38 границах (см. выпущенную Департаментом природопользования и охраны окружающей среды карту «Особо охраняемые природные территории в городе Москве») и относил установление точных границ создаваемых ООПТ на разработку соответствующих обосновывающих материалов, предусмотренных федеральным законодательством, то в нынешнем Генплане Москвы без каких-либо специальных проработок предназначенные для создания ООПТ сократились как шагреневая кожа, а некоторые – вообще исчезли как ООПТ (Филинское и Бурцевское болота, долина р.Клязьмы в районе Молжаниновский и др.).

В разделе Генплана «Территории реорганизации и зон развития» большинство не только подлежащих созданию, но даже существующие ООПТ (П-ИП «Москворецкий», «Тушинский», «Косинский», «Кузьминки-Люблино» – на основной площади, ЛЗ «Долина р. Сходни в Куркине», «Тропарёвский», ПЗ «Долина р. Сетуни» и др.) отнесены к территориям реорганизации, подлежащим комплексному преобразованию, преимущественно в составе незастроенных территорий, в целях восстановления, воссоздания и создания новых озеленённых территорий». Посмотрим по Градостроительному кодексу Москвы, что такое «природные территории» и «озеленённые территории»: «К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий» (ст. 51 ч. 2). А «к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;

2) озелененные территории ограниченного использования;

3) озелененные территории специального назначения» (ст.51 ч.2).

Это означает, что все предназначенные для ООПТ территории и значительная часть существующих должны быть реорганизованы с утратой ими природных качеств и заменой природных территорий (комплексов) на озеленённые – парки, сады, скверы или бульвары. Особенно парадоксально это выглядит применительно к таким уникальным для Москвы природным образованиям как болота – Филинское верховое болото, Бурцевское переходное болото и др., а также к существующим памятникам природы «Щукинский полуостров», «Тушинская чаша», Серебряноборскому лесничеству РАН и т.д.

Нынешние власти Москвы, игнорируя Закон города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и намеренно не создавая предусмотренные им новые ООПТ, энергично реализовывают задачу уничтожения природных территорий и создания (не восстановления или воссоздания!) новых озеленённых территорий. И при этом они забывают, что Красная книга Москвы – официальный документ Правительства Москвы - содержит требования и мероприятия по сохранению и восстановлению занесенных в Красную книгу объектов животного и растительного мира обязательны для исполнения при осуществлении градостроительной, хозяйственной, рекреационной и иной деятельности в местах их обитания и на сопредельных территориях, среди которых – создание в местах обитания краснокнижных видов животных и растений ещё ряда ООПТ, не предусмотренных Законом о схеме развития ООПТ. Среди них – Марьинская пойма и Кожуховская котловины, которые готовят под очередное градостроительное освоение в рамках реализации программы «Индустрия отдыха и туризма», физически уничтоженное Ходынское поле и мн. др.

Участники Круглого стола констатируют, что при таком подходе к сохранению природного наследия Москвы, являющегося её гордостью, и природных территорий – «истинных жемчужин» нашего города, к обеспечению его экологической безопасности, для которой природные комплексы имеют особо важное значение, вряд ли можно рассчитывать на обеспечение и конституционного права москвичей – жителей многомиллионного мегаполиса – на благоприятную окружающую среду.

Жулебинский лесопарк. Широкое обсуждение проекта Целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2012-2014 годы, проходившее в Юго-восточном административном округе в 2010 г., закончилось ничем. Главное обещание о том, что на территории административного округа природных комплексов станет больше – не выполнено. К единственной в ЮВАО имеющейся особо охраняемой природной территории – природно-историческому парку «Кузьминки-Люблино» так и не добавились предусмотренные к созданию Законом города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» природные заказники «Выхинский», «Жулебинский» и ландшафтный заказник «Берег реки Москвы в Капотне».

Разработанные в НИиПИ Генплана Москвы материалы по образованию ООПТ «Природный заказник «Жулебинский» были поддержаны на общественном обсуждении и получили положительное заключение Государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 21 мая 2012 г. № 198/ГЭЭ. Тем не менее, Департамент Природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не предпринял возложенных на него обязанностей по созданию ООПТ, а его проволочки в выполнении поручения, данного постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 878-ПП (в ред. ППМ от 28.08.2012 N 442-ПП), о создании природных заказников «Выхинский» и «Жулебинский» в 2011 г. привели к негативным для будущей ООПТ последствиям.

В 2013 г. НИиПИ Генплана Москвы по заказу ОАО «Камов» без каких-либо законных оснований, в нарушение постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 38, были внесены изменения в обосновывающие создание природного заказника «Жулебинский» материалы, по инициативе ОАО «Камов» предпринимаются противоправные попытки исключения из состава предназначенных Законом города Москвы для образования ООПТ территорий Природного комплекса земельного участка, который до сих пор занимает переведённый за пределы Москвы ОАО «Камов». И это несмотря на то, что совместным постановлением Правительства Москвы и Министерства обороны РФ для обеспечения безопасности жителей Жулебино был предусмотрен вывод ОАО ЛИК «Камов» с территории микрорайона, причем с осуществлением компенсационного строительства в районе аэродрома «Чкаловский» за счет бюджета города Москвы.

Нарушены:

- постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 878-ПП (в ред. ППМ от 28.08.2012 N 442-ПП), допускающее корректировку границ природных территорий «только при необходимости размещения предусмотренных городскими программами объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и при отсутствии альтернативных вариантов их размещения»,

- Закон города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», которым установлено, что «на землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения» (ст. 8 ч. 5).

Проволочки с созданием природного заказника «Жулебинский» имеют и другие негативные для природы Жулебинского лесопарка последствия, в т.ч. необратимые.

В 2013 г. из состава его земель изъят участок площадью 1,5 га в связи с реконструкцией МКАД и строительством эстакад на развязке МКАД и Новорязанского ш. Если бы Жулебинский лесопарк имел статус ООПТ, то были бы необходимы и территориальная компенсация отчуждённой площади присоединением к нему равного по площади земельного участка, поскольку «уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается», и государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство с предварительными общественными обсуждениями. Теперь же строящиеся вплотную к лесу высокие эстакады, не оборудованные защитными экранами, представляют прямую угрозу для природного комплекса Жулебинского лесопарка как источник распространения на значительно большей площади выбросов автотранспорта. Но в первую очередь это относится к химически агрессивным противогололёдным реагентам, которые в зимний период распространяются в виде водной эмульсии на расстояние до 200 м от проезжей части и сжигают хвою и почки деревьев.

Ведётся реконструкция пересекающего лесной массив нефтепровода, причем открытым способом – с вырубкой деревьев, в т.ч. вековых сосен, и уничтожением почвенного слоя и лесной травянистой растительности на значительной площади. Поскольку Жулебинский лесопарк не имеет статус ООПТ, ГЭЭ проекта реконструкции не требуется, что может иметь существенные негативные последствия для леса.

Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации (ч. 2 ст. 8 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»), а ч. 5 этой статьи не допускает разработку проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия решения о создании ООПТ. Тем не менее, планируется дорогостоящее комплексное благоустройство будущей ООПТ – в отсутствие утверждённого в установленном порядке её природоохранного функционального зонирования, с использованием строительных норм и внедрением на природную территорию элементов урбанизации, неприемлемых как для ООПТ, так и других природных территорий. Вместе с тем, на снос построек, бетонного забора и рекультивацию земель на месте бывшего антенного поля средства не выделяются, хотя еще в прошлом году властями было обещано завершить работы по приведению в порядок его территории, многие годы незаконно занимаемой различными структурами, причиняющими существенный вред природе Жулебинского лесопарка.

Участники Круглого стола расценивают действия ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Камов» по исключению из состава будущей ООПТ значительного по площади земельного участка как незаконные, влекущие за собой принятие неправомочных решений и нарушение конституционных прав жителей района Выхино-Жулебино на благоприятную окружающую среду.

Лианозовский лесопарк. В настоящее время здесь идет подготовка к массовой вырубке деревьев в связи с запланированным расширением Череповецкой улицы, строительством ТПУ и т.д.

Рис. 1. Фрагмент Схемы размещения территорий Природного комплекса в СВАО (кроме особо охраняемых природных территорий) – прил. 3 к постановлению ППМ от 19 января1999 г. № 38:

ПК № 26 – «Посёлок им.Ларина»;

ПК № 27 – «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк»;

ПК № 28 – «Лианозовский ПКиО»;

ПК № 30 – «Парк у посёлка им.Ларина»;

ПК № 53 – «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Савёловским направлением Московской ж.д. и железнодорожной веткой в пос. Северный (2 участка)»

ПК № 54 – «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Череповецкой ул. и Савёловским направлением Московской ж.д.»

ПК № 55 – «Бульвар по Череповецкой ул.»

Объекты ПК № 27 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк», № 53 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Савёловским направлением Московской ж.д. и железнодорожной веткой в пос. Северный (2 участка)» и № 54 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Череповецкой ул. и Савёловским направлением Московской ж.д.» (постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 38), в настоящее время имеет статус городского леса (до 1997 г. указанные объекты ПК учитывались как государственный лесной фонд, а занимаемые ими земли до 2001 г. учитывались как земли, занятые городскими лесами). Городские леса являются категорией защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (Лесной кодекс РФ, ст. 102 ч. 1 п. 3 г). В соответствии с ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ «Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями». В городских лесах применительно к условиям Москвы запрещается любое капитальное строительство, «за исключением гидротехнических соотружений» (ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ); «изменение границ ... городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается» (ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ).

Законом города Москвы от 6 июля 2005 г. № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» (приложение 2, Северо-Восточный округ, п. 1.8; приложение 3) объекты ПК № 27 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк», № 53 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Савёловским направлением Московской ж.д. и железнодорожной веткой в пос. Северный (2 участка), № 54 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Череповецкой ул. и Савёловским направлением Московской ж.д.» и № 30 «Парк у посёлка им. Ларина», а также объект ПК № 26 «Посёлок им. Ларина» предназначены для образования особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения «Ландшафтный заказник «Лианозовский» (рис. 2). В Генеральным плане города Москвы до 2025 г. (том 2, стр. 448-449) объекты ПК №№ 27, 53, 54 и 30 указаны как ООПТ, предусмотренные к формированию в обоснованных границах. Несмотря на то, что постановлением Правительства Москвы от 30 сентября2008 г. № 878-ПП (в ред. от 28.08.2012) был установлен срок представления в Правительство Москвы проекта распорядительного документа об образовании ООПТ «Ландшафтный заказник «Лианозовский» – 2010 год, этот ландшафтный заказник до сих пор не создан.

При проведении в феврале 2014 года общественной экологической инспекции объектов ПК №№ 27, 53 и 54, зарезервированных для образования ООПТ регионального значения «Ландшафтный заказник «Лианозовский» установлено:

В 2013 г. произведена практически сплошная вырубка деревьев в северной половине южной части объекта ПК № 53, представляющей собой защитную лесополосу площадью около 2,8 га между Савёловской железной дорогой и основным лесопарковым массивом (объект ПК № 54 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк между Череповецкой ул. и Савёловским направлением Московской ж.д.»). Тем самым завершилось начатое после2007 г. уничтожение защитной лесополосы (рис. 5, 6), в результате чего экологическая эффективность данного участка лесопарка была сведена к минимуму.

Посадки деревьев в лесопарке со стороны д.4 по ул.Череповецкой (объект ПК № 54) выполнены без учёта их биологических особенностей, вследствие чего часть древесных насаждений здесь находится в угнетённом состоянии и не в полной мере выполняет свои средозащитные и иные полезные для окружающей среды и здоровья людей функции.

На участке лесопарка вдоль д.4 по Череповецкой улице (объект ПК № 54) при проведении благоустроительных работ разных лет был уничтожен почвозащитный подлесок, в результате чего функционирование лесного сообщества было нарушено, устойчивость насаждений к негативным воздействиям города и, соответственно, их экологическая эффективность на «благоустроенном» участке снизились;

При визуальной оценке состояния деревьев выявлены мнгогочисленные признаки их ослабления, обусловленные комплексом негативных воздействий города на лес. У 70% деревьев наблюдается изреживание кроны, наличие в кроне сухих и усыхающих ветвей и побегов, снижение прироста.

На прилегающих к пруду у посёлка «Ларино» участках объекта ПК № 27 «Хлебниковский (Лианозовский) лесопарк» произведены работы по укладке рулонного газона, что противоречит существующему статусу территории – «защитные леса», выполняющие функции защиты природных и иных объектов – категории «городской лес». Это сопровождалось уничтожением верхнего плодородного слоя естественных почв и естественного травяного покрова, привело к нарушению условий произрастания деревьев и кустарников в зоне укладки рулонных газонов и негативно скажется на состоянии водоёма.

Нарушения в районе Лианозово при реконструкции улицы Череповецкой, строительстве линейных объектов и транспортно-пересадочного узла:

- при разработке проектной документации не учтена «Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий» (ст.8 п.2 Закона г.Москвы № 48 от 26.09.2001 г. «Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве»);

- при принятии решения о проведении проектных работ не выполнено требование п.3 постановления Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 878-ПП «О ходе реализации схемы сохранения и развития территорий природного комплекса г. Москвы» (не были рассмотрены альтернативные варианты размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры вне границ планируемой к созданию ООПТ » ландшафтный заказник Лианозовский», в составе материалов отсутствуют документы, подтверждающего наличие согласования ДПиООС г.Москвы корректировки границ планируемой к образованию территории ООПТ «Ландшафтный заказник «Лионозовский» с обоснованием принятого решения);

- из заключения Московской государственной экспертизы от 31.07.2013 г. (рег № 77-1-5-0524-13) невозможно установить фактическое количество и места расположения зелёных насаждений и озеленённых территорий, подлежащих уничтожению (стр.8, 15-16);

- на территории, прилегающей к тротуару вдоль проезжей части ул. Череповецкая на участке от Лианозовского проезда до ул.Угличская расположено большое количество деревьев ценных пород, в том числе возрастом более 100лет;

- в связи с отсутствием в составе проектной документации заключения о фактическом состоянии озеленённой территории планируемой к созданию ООПТ «ландшафтный заказник «Лианозовский», согласованного с балансодержателем территории Упр ООПТ по СВАО, а также отсутствием в составе материалов оценки факторов риска.

Участники Круглого стола расценивают действия Правительства Москвы по использованию земель Хлебниковского (Лианозовского) лесопарка и Лианозовского ПКиО для реконструкции (расширения) Череповецкой ул. и нового дорожного строительства как грубейшее нарушение федерального законодательства. Уничтожение растительности на значительной площади при реконструкции и новом дорожном строительстве (реконструкция Череповецкой ул. на участке от Лианозовского пр-да до пересечения с Угличской ул. – вырубка 435 деревьев и 1395 кустарников, ликвидация 2140 кв.м травянистой растительности; строительство линии скоростного трамвая от ж/д. ст.Лианозово до ст.м.Медведково, трассы Лианозово-Ростокино, ТПУ у пл. Лианозово) повлечёт за собой дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды в районе Лианозово и СВАО в целом.

Участники Круглого стола пришли к выводам:

1. Московская городская Дума не осуществляет контроль за исполнением Закона от 06.07.2005 года № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве», так как по состоянию на сегодняшний день статус ООПТ не получили 80 территориальных ООПТ и 10 – «точечных».

2. Правительство Москвы не выполняет возложенные на него Законом города Москвы от 06.07.2005 г. № 37 обязанности по созданию ООПТ, что угрожает территориальной целостности зарезервированной для создания ООПТ территории, ведет к утрате многих её природных качеств, снижению биологического разнообразия и средозащитной эффективности, что для российской столицы недопустимо. В результате бездействия природные комплексы Жулебинского и Лианозовского лесопарков несут существенные и невосполнимые утраты.

Участники Круглого стола решили:

1. Потребовать от Мэра Москвы С.С. Собянина реализовать в полном объеме Закон города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» до 2016 г., создать в 2014 г. природный заказник «Жулебинский» и ландшафтный заказник «Лианозовский», предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 878-ПП (в ред. ППМ от 28.08.2012 N 442-ПП), и прекращении всех строительных работ на подлежащих созданию ООПТ, за исключением уборки мусора, текущего ремонта существующих объектов благоустройства и удаления аварийных деревьев, представляющих опасность для посетителей.

2. Направить обращение Президенту РФ и в Генеральную Прокуратуру РФ о проверке работы Правительства Москвы по выполнению требований законодательства РФ и города Москвы о природоохранной деятельности.

Маркин О.А., руководитель аппарата фракции КПРФ
в Московской городской Думе,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , 30 июня 2014 г.

Бюллетень "Экология и права человека", 02.07.2014