1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Тверская и Новый Арбат становятся улицами-садами

4b3325482 3427324В понедельник, 25 июля, на месяц раньше срока, для москвичей открывается полностью реконструированная Тверская улица. Работы велись еще 24-го. В этот день на проезжую часть перекрытой Тверской укладывали верхний слой асфальта. Зато и заканчивается реконструкция с опережением графика. Вместе с Тверской семимильными шагами идет реконструкция Нового Арбата: на магистрали одновременно появятся и большая площадь, и тихие, уютные скверики. Уже сейчас отчетливо видно, что после благоустройства по программе «Моя улица» главные городские артерии станут удобнее и комфортнее для москвичей.

Реконструкции таких масштабов на Тверской не было уже больше 70 лет. До начала работ это была, как выражаются архитекторы, транзитная улица: никто не ходил туда погулять, посидеть в сквере и выпить кофе. Проектировщики предложили исправить эту ошибку и сделать главную артерию города удобной прогулочной зоной для пешеходов. Ностальгия по садам с советских фотографий скоро закончится: следующее лето горожане проведут в тенистой прохладе липовой аллеи на Тверской.

— Мы сформулировали 5 основных принципов качественной городской среды, — говорит руководитель проекта «Моя улица» в КБ «Стрелка» Александра Сытникова. — Это разнообразие, безопасность, комфорт, идентичность, экологичность. На обновленной Тверской появится зелень — одно из главных приобретений. Мы попытались воссоздать тот облик Тверской, по которой ходили наши родители и бабушки-дедушки, облик, который они помнят...

Деревья на Тверской вырубили еще в 1990-х годах. Спустя почти 20 лет на улице появится около 90 деревьев — для них уже готовы клумбы на тротуаре. От соли, реагентов и вытаптывания корневую систему деревьев спасут широкие борта клумбы, на которых сверху дополнительно будут решетки. Сами деревья высадят в октябре–ноябре.

Появятся деревья и на месте снесенной «Пирамиды» у «Известий». Там установят несколько клумб с приподнятыми бортами высотой в 400 мм. На этом участке высадят яблони: весной москвичи смогут отдохнуть и выпить кофе прямо посреди цветущего яблоневого сада в центре города.

Для пешеходов значительно расширят проезжую часть. Но такое богатство появится на Тверской отнюдь не за счет автомобилистов: количество полос магистрали останется тем же. Дополнительные метры даст оптимизация ширины полос движения. Они сократятся до среднеевропейских нормативов — 3,25 метра, а крайнюю правую полосу для движения оставят шириной в 3,5 метра. Ширина проезжей части составит почти 27 с половиной метра.

Тротуар поделили на три части. В технической зоне у дороги будут высажены деревья, там расставили фонари и дорожные знаки. Пешеходная часть и прифасадная зона будут отличаться от участка рядом с дорогой мощением: у домов тротуар будет более светлым. При этом теплый оттенок гранита будет сочетаться с тоном фасадов: у Тверской появится свой стиль.

— Будет пешеходный переход в уровне тротуара, — продолжает Сытникова. — Люди смогут передвигаться на колясках, на роликах в одной плоскости вдоль всей Тверской. Появятся парковочные карманы и парковки, стоянки такси.

Позаботились архитекторы и о таксистах. Перед Театром им. Ермоловой, Центральным телеграфом, у Камергерского переулка и у других ключевых объектов появятся специализированные стоянки.

На прилегающих к центральной улице площадях тоже закипит жизнь.

— Так как тротуары на Тверской небольшие, — говорит Сергей Фомин, главный архитектор бюро «План Б», — мы предложили систему мини-площадей на перпендикулярных улицах с зонами активностей: лектории, уличные театры и так далее.

Особо стоит отметить новые фонари. Дизайн 73 уличных светильников, которые уже появились на Тверской, был воссоздан по историческим чертежам, хранящимся в музее «Огни Москвы». Все остальные воздушные провода, висевшие над улицей, были убраны под землю — в специальную кабельную канализацию. Для этого рабочим пришлось вырыть 109 колодцев и уложить в траншеи 24 километра линий.

В корне изменится и атмосфера Нового Арбата. Когда-то советскими архитекторами он планировался как улица будущего: современные дома, полностью оборудованные для жизни, кафе, рестораны, магазины одежды... Но время ушло вперед, так и оставив Новый Арбат в советском прошлом. Улица, переполненная припаркованными машинами, мало подходила для неспешных прогулок, тем более ни скамеек, ни лавочек на Арбате не было вовсе.

— Не секрет, что в последние десятилетия Новый Арбат представляет собой рваную, разрозненную городскую среду, — говорит архитектор Николай Ляшенко. — Нашей главной задачей было создать, с одной стороны, единое городское пространство, но которое имело бы разную атмосферу и наполнение в разных его частях, чтобы оно стало одним из центральных мест в Москве.

Две стороны Нового Арбата, как очевидно, не похожи друг на друга ни по атмосфере, ни по назначению. В итоге появилась идея разделить улицу на две зоны. Сторона с домами-«книжками» — более динамичная: магазины, кафе, жизнь там кипит круглосуточно. На этой части архитекторы сделали единый городской бульвар. Там высадят 100 городских деревьев, а в саму структуру мощения будет интегрирована парковка.

— «Быстрая» сторона сопоставима с пространством Елисейских Полей в Париже, — продолжает Николай Ляшенко. — Предусмотрена установка самой длинной в Москве скамьи. Деревья будут высажены в уровень земли, это очень важный нюанс. Мощение будет выполнено в серых тонах (оно уже присутствует в Москве).

Сторона с домами-«свечками» — тихая и камерная по своей идее. Она интегрирована в структуру старого города.

— Если же говорить о «жилой» стороне — там совершенно другая атмосфера и среда обитания, — продолжает Ляшенко, — более тихая, уютная, спокойная, где люди могут найти уединение в отдельных зонах и мини-площадях. Мы хотели создать атмосферу старых площадей, поэтому выбрали такой цвет мощения — темно-красный камень.

Для защиты от проезжей части тихая сторона Нового Арбата будет отделена от нее «зеленой стеной». Летом в ней можно будет спрятаться от палящего солнца, а в остальное время года она защитит от пыли и грязи из-под колес машин.

Все проекты реконструкций архитекторы обсуждали с москвичами. 14 и 19 июля в конструкторском бюро «Стрелка» прошли презентации концепций обновленных улиц. На каждой лекции был аншлаг, и горожане задавали множество вопросов. Такая коммуникация — важный шаг для города. Авторы идей сами объясняют москвичам, почему были приняты те или иные решения, как они будут реализовываться, какими будут преображенные улицы. Прямое общение помогает правильно понять пространство города.

— Происходит реактивация городских пространств, — говорит немецкий архитектор Мартин Рейн-Кано (бюро Topotek-1). — В некоторых своих проектах мы спрашивали людей, что бы они хотели видеть — какие фонари, какие деревья, какие скульптуры, какие объекты... Это нужно, чтобы люди чувствовали себя вовлеченными, чувствовали себя комфортно, чувствовали себя дома.

Анна Сергеева.

(МК) 24.08.2016