1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В Москве кардинально преобразятся двенадцать набережных

yakiОсобенностью программы «Моя улица» в этом году стала, пожалуй, самая масштабная в истории города реконструкция набережных. Каждую обустроят по индивидуальному проекту. На Краснопресненской появятся смотровые площадки, на Ростовской — подсветка, а Симоновская вообще вырастет в несколько раз. Реконструкция Якиманской набережной уже закончена: москвичи могут сами оценить качество благоустройства. При этом везде расширят тротуары и высадят деревья: набережные станут новыми и наверняка популярными местами для отдыха горожан и туристов.

Москва-река — главная транспортная артерия столицы. Но в черте города обустроена только четверть реки, береговая линия которой с затонами и заливами растянулась на более чем 200 километров, а длина судоходной части от МКАД на севере до МКАД на юге составляет 80 километров. В итоге три четверти берегов заброшены и имеют непривлекательный вид для отдыхающих москвичей. Но отчужденные участки решили вернуть горожанам. В 2014 году прошел международный конкурс, участники которого должны были представить концепции развития Москвы-реки. Победивший проект признали стратегическим документом, который предусматривал благоустройство набережных, развитие прилегающих к реке территорий и запуск полноценного пассажирского движения по воде.

В мае этого года были разработаны типовые решения по благоустройству набережных, одобренные экспертным советом по сохранению, планированию и развитию особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования. Альбом с решениями должен стать пособием и для архитекторов, которые занимаются проектированием набережных, и для студентов. В итоге в ближайшее время Москва-река невероятно преобразится: появятся 64 километра новых набережных и 40 общественных центров. Это новые места для любования закатами, приятных прогулок и романтических встреч.

Причем ждать осталось уже не так долго: по программе «Моя улица» двенадцать набережных благоустроят уже в этом году. И проект практически каждой из них будет индивидуальным и уникальным. Кроме пешеходов позаботятся и об автомобилистах. Сейчас реку пересекают 32 автомобильных моста, семь железнодорожных и шесть пешеходных. Расстояние между ними составляет 3–4 километра — недостаточно для обеспечения более плотных транспортных связей. Поэтому в ближайшие годы планируется построить еще 21 автомобильный мост, а четыре моста реконструировать.

На Крутицкой набережной забудут о пробках

Сейчас пропускная способность набережной, как и остальных улиц Южнопортового района — 3-го Крутицкого переулка, Симоновского Вала, Новоспасского моста, — оставляет желать лучшего. Чтобы автомобилистам было удобнее, набережная станет четырехполосной. Реконструируют участок от моста до Симоновской набережной. Для расширения дороги в наиболее узком месте метры частично займут у акватории Москвы-реки (от 4,45 до 9,4 метра). Для пешеходов также создадут дорожку шириной в три метра. Реконструкция изменит характер движения на набережной и увеличит пропускную способность до 1800 машин в час. Отметим, что сейчас проект проходит публичные слушания. Работы пройдут за счет городского бюджета и закончатся до 2019 года.

Кстати, уже открыта для пешеходов Якиманская набережная: ремонт там закончили, и москвичи могут сами оценить качество благоустройства. Последний штрих — 30 новых лип и рябин появятся вдоль воды уже осенью. Благоустроенный участок стал естественным продолжением парка Горького и «Музеона».

Краснопресненская набережная превратится в террасный парк

После реконструкции Краснопресненская набережная немного подрастет. Сейчас она начинается от Нового Арбата и заканчивается у моста Багратиона. В скором времени ее продлят от Третьего транспортного кольца до улицы Шеногина — сейчас этот участок никак не благоустроен. Вообще благоустройство Краснопресненской набережной имеет для города приоритетное значение — именно там развернуто строительство делового центра Москва-Сити. Пока этот участок не имеет своего лица: полузаброшенная, депрессивная зона у воды. Но скоро она изменится. Саму набережную планируется разделить на три зоны — многофункциональный террасный парк, многоуровневый линейный парк и пешеходная часть. Террасный парк от улицы Шеногина до Причального проезда станет прогулочной зоной с особым ландшафтным дизайном. Растения высадят ярусами: у воды появятся многолетние травы и цветы, выше — кустарники. Естественно, откроют и смотровые площадки. Чтобы подъезжать к набережной было удобно, рядом появятся остановки наземного транспорта с заездными «карманами», наземные переходы и даже причал для кораблей.

На Краснопресненской набережной можно будет устраивать пикники.

Участок от Причального проезда до Белорусского железнодорожного моста превратится в многоуровневый линейный парк. Можно будет спуститься к воде по прогулочным террасам с лестницами или посидеть у разноуровневых фонтанов, погулять на детской или спортивной площадке или провести романтический вечер в открытом кинотеатре. Проектировщики предусмотрели и зоны для пикника, который можно будет организовать самому. По замыслам авторов, изюминкой всей набережной станут портовые краны, приспособленные под арт-объекты. Аналогичные идеи уже реализованы в парках Лондона и Гамбурга.

Мост-галерея соединит станции МЦК, метро и «Москва-Сити».

Пресненскую и Шелепихинскую набережные свяжет пешеходная зона от небоскребов Москва-Сити до линейного парка. Это будет мост-галерея, соединяющий станцию Московского центрального кольца «Деловой центр», сам бизнес-центр и Пресненскую набережную. Внутри галереи длиной 250 метров установят лавочки: прекрасный вид на город можно будет разглядеть через прозрачные стены (крыша тоже будет прозрачной). Четыре выхода с моста приведут на платформу МЦК, к станции метро «Международная», деловому комплексу и на набережную. В итоге путь от Москва-Сити до МЦК сократится вдвое. При этом, вероятно, на этом участке у реки появится храм.

Кроме того, на Краснопресненской набережной планируется построить около 3,3 километра дорог, появятся четыре съезда, связанных с ТТК, дополнительные проезды и пять остановок наземного общественного транспорта с заездными карманами.

Симоновская набережная увеличится в несколько раз

Пожалуй, сильнее всего преобразится Симоновская набережная. Сейчас это небольшой невзрачный участок от Крутицкой набережной до причала Симоново. После реконструкции набережную продлят до Третьего транспортного кольца и далее до проспекта Андропова. Она увеличится в несколько раз и обогнет почти весь ЗИЛ. Новый участок Симоновской набережной построят от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда.

Симоновская набережная обогнет бывшую промзону и свяжет ее с материком. Фото: stroi.mos.ru

В чем плюсы? Продление набережной до проспекта Андропова обеспечит транспортное сообщение всей реорганизуемой промзоны. Будут построены дороги от Восточной улицы до набережной и от улицы Ленинской Слободы до 3-го Автозаводского проезда. Реконструируют и сам Автозаводский проезд, построят четыре подземных перехода.

На абсолютно новом участке от Южного речного вокзала появится новая шестиполосная дорога с мостом через Москву-реку. Она необходима для обеспечения движения к детскому парку «Остров мечты» в Нагатинской пойме и опять же для проезда к бывшей промзоне, где сейчас активно строится жилье с рабочими местами. Если говорить об этом участке подробнее, то сама трасса пройдет по Нагатинской пойме, пересечет Москву-реку, пройдет в створе 2-го Южнопортового проезда и закончится у 1-го Южнопортового проезда. Часть 2-го Южнопортового проезда расширят, построят шестиполосный мост с тротуарами и съезды. Под мостом через Кожуховский затон по плану должны организовать разворот.

От Шелепихинской протянется новый мост

Преобразится и район рядом с Шелепихинской набережной. Сейчас через Москву-реку там перекинут одноименный мост, соединяющий станцию МЦК «Шелепиха» и район Филевский Парк. Планируется строительство еще одного автомобильного моста выше по течению. На нем организуют четыре полосы движения с заездом со стороны Берегового проезда или Шелепихинской набережной. Для чего нужен еще один мост? Он соединит строящийся жилой комплекс, который появится между береговой линией и Филевским бульваром, с другим берегом реки. Можно сказать, что это будет не просто новый ЖК, а целый район. Там появятся две школы на 1750 мест, три детских сада на 750 мест, поликлиника и многоярусная парковка. Реконструируют существующую подстанцию скорой помощи. Причем сначала построят жилые дома и всю инфраструктуру, а уже на втором этапе возьмутся за мост.

Новые мосты и дороги преобразят промзону

Доступнее станет и Мневниковская пойма на северо-западе столицы. Там планируется построить 14,3 километра дорог и два пешеходных моста через Москву-реку. Ездить и ходить станет в том числе удобнее и на прилегающих территориях районов Филевский Парк и Крылатское. Появятся два пешеходных моста. Один свяжет Мневниковскую пойму с Островной улицей и районом Крылатское, другой — с улицей Мясищева и Филевским парком. Стройка начнется в конце этого года.

Новые мосты появятся около бывшего завода имени Лихачева уже на другом конце города. Два пешеходных моста станут продолжением прогулочной зоны и реконструируемых набережных, а автомобильный — продолжением одной из центральных магистралей полуострова «ЗИЛ» и пройдет параллельно путепроводу на Московское центральное кольцо.

Анна Сергеева
("Московский комсомолец")