Напрасны ли «гептиловые» страхи по поводу космодрома Свободный?
- Подробности
- Категория: Подробности
Это не какие-нибудь досужие слухи из разряда «одна бабка сказала» - слова о возобновлении проекта прозвучали из уст самого министра по строительству космодрома «Свободный» Константина Чмарова. И как бы куратор космодрома ни подчеркивал, что будет обеспечена полная экологическая безопасность, а народ встревожился не на шутку. Многие почувствовали себя обманутыми, ведь в течение нескольких лет амурчанам ответственно заявляли: никакого гептила не будет!
От «Стрелы» отбились
Гептиловые страшилки держали амурчан в напряжении еще в начале 2000-х, при существовании космодрома Свободный. Тогда после удачных запусков твердотопливных (экологически чистых) ракет легкого класса появились планы разворачивания на базе амурского космодрома гептилового проекта «Стрела».
В перспективе нам, конечно, рисовали большой российский космодром, осуществляющий пилотируемые запуски космических кораблей с использованием ракет нового класса «Ангара», работающих на керосине и кислороде. Вреда от нее, как утверждают специалисты, - как от самолетов, не больше.
Но до разработки ракеты нового поколения так руки и не дошли, поэтому быстренько было решено хотя бы гептиловую «Стрелу» запустить. Судя по всему, на коммерческой основе.
Вот тогда народ серьезно взбаламутился. Нам то и дело напоминали: мол, с конца 60-х стояла здесь 27-я дивизия РВСН, около полусотни запусков баллистических ракет на гептиле было, и ничего – никто не возмущался. Однако времена изменились, и такая демагогия уже не проходила на ура. Как помнят старожилы, все, что касалось действующей ракетной дивизии, было строго засекречено – кто бы говорил про тот гептил, когда там боевые ракеты с ядерными боеголовками дежурили. Одно дело – «ядерный щит Родины», другое – коммерция...
Протестовали против «Стрелы» как могли и на всех уровнях. Это ли повлияло или опять руки не дошли, но «Стрела» на гептиле так и не взлетела с нашего космодрома. Была еще информация о том, что ракетный комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу. Именно из-за высокотоксичного гептила. А потом и сам космодром законсервировали.
Великие планы
В 2007 году впервые заговорили о развертывании на старой базе нового российского космодрома под названием Восточный. Отмечалось, что в недалеком будущем он может стать главной космической гаванью страны, но до 2020 года будет использоваться параллельно с Байконуром.
В 2010-м дело сдвинулось с мёртвой точки: заложили первый камень, показали специально приехавшему Путину. Стало понятно: на этот раз все серьезно, сейчас-то уж точно быть российскому космодрому на нашей земле.
Усвоив величие замыслов, большая часть амурчан уже начала гордиться большим проектом и связанными с ним перспективами развития области. Ведь нас несколько лет уверяли: будет применяться только экологически чистое топливо, и никакого гептила! Зато область как развернется в связи с космодромом – рабочие места, налоги, инфраструктура, престиж и бла-бла-бла...
Без гептила
В 2010 году прошли общественные слушания. «Сейчас мы, конечно, от гептила будем уходить. Учитывая, что будем запускать космонавтов, это должен быть кислород, водород, керосин», – говорил тогда заместитель начальника управления средств выведения «Роскосмоса» Вадим Митин.
Еще год назад Константин Чмаров в одном из интервью заявлял:
- С точки зрения экологии и шума космодром опасности не представляет. Это не просто разговор, ведь проведены серьезнейшие общественные слушания. Во-первых, у нас не будет ни гептила, ни амила. У нас четко известно, какое будет топливо: водород, кислород, керосин. Это те углеродные топлива, которые используются везде. Второе - там нет ядерной технологии. То есть исключены все основные опасные факторы, которые могут вызвать экологические нарушения. Это обыкновенный промышленный объект.
«Союз» и «Фрегат»
И вот, пожалуйста – все встало с ног на голову. Вдруг оказалось, что без высокотоксичного гептила никак не обойтись. Сама ракета-носитель «Союз» будет работать на кислородно-керосиновом топливе. Но запускать сам космический аппарат на заданную орбиту планируется при помощи разгонного блока «Фрегат», который работает на вредном гептиле. И первый запуск предполагается уже в 2015 году.
Тревогу забили амурские экологи, которые до последнего времени информацией об использовании гептила не располагали.
- Само по себе появление «Фрегата» на территории Амурской области не означает немедленную экологическую катастрофу. В штатном режиме он запускается практически за пределами атмосферы, то есть никаких выбросов в атмосферу гептила не происходит. Другой вопрос – нештатная ситуация – аварийные запуски ракеты, хотя «Союзы» очень надёжные ракеты на самом деле. И второй вопрос – это вопрос транспортировки этого разгонного блока, компонентов топлива и всего остального, – прокомментировал ситуацию директор Амурского социально-экологического союза Юрий Гафаров.
Плюс на минус
А по словам Константина Чмарова, сама опасность гептила сильно преувеличена. Министр заявляет: количество ядовитого вещества будет измеряться не в тоннах, а в килограммах, и это не нанесет вреда экологии и здоровью людей. А транспортировать его к месту запуска будут в специальных герметичных капсулах, помещенных в особо прочные контейнеры, железнодорожным- или авиатранспортом.
- Приедет на космодром вот эта герметичная капсула, она будет подстыкована в каком-то из хранилищ с космическим аппаратом. Методом выдавливания из одной герметичной капсулы будет передавлен гептил и амил в другую герметичную установку, в космический аппарат. И вот в таком заправленном состоянии ракета поедет на старт. Я же говорю о том, что такая технология используется во всём мире, – уверяет министр Константин Чмаров.
Власти успокаивают и перечисляют плюсы, которые получит область от строительства и работы космодрома. К примеру, за прошлый год строящийся космодром за счет налогов пополнил бюджет Амурской области на 100 миллионов рублей.
Реакция
А у народа сомнения не развеиваются. Плюсы плюсами, но все-таки тревога есть. Уж больно часто у нас поезда сходят с рельс, вагоны и цистерны переворачиваются – хоть с опасным грузом, хоть с безопасным. Чуть не каждый месяц подобные вести идут. Как-то неуютно становится при мысли, что где-то и с гептилом и амилом, кстати, веществом тоже первого класса опасности, такое может произойти.
А если, не дай бог, нештатная ситуация? Ведь бывают же и аварии прямо при запуске... Что тогда?
Страшновато... Кто-то сразу засобирался уезжать из области, кто-то призывает к пикетам и письмам протеста. Но по всему понятно, что как бы амурчане ни реагировали, космодром будет строиться – уже такие огромные средства в него вложены.
Выходит, надо просто смириться и надеяться на лучшее... Понимающие в экологии люди советуют особо не паниковать, но постараться добиться от государства более четко прописанных программ по безопасности и компенсации для области за возможные риски. И главное – открытого, без недомолвок, обсуждения ситуации с привлечением широкой общественности.
Для справки. Что такое гептил?
Химическое название этого вещества - несимметричный диметилгидразин, бесцветная или слегка желтоватая жидкость, имеющая аммиачный, характерный «рыбный» запах. I класс опасности. ПДК для атмосферного воздуха населенных мест: максимально разовая 0,001 мг/м3, среднесуточная - 0,001 мг/м3. ПДК для воды водоемов - 0,02 мг/л (лимитирующий показатель вредности - санитарно-токсикологический).
В воздухе, в том числе при взаимодействии с окислителем на основе азотной кислоты амилом во время испытаний ракетных двигателей, в воде и почве образуются диметиламин, тетраметилтетразен, нитрозодиметиламин, метилендиметилгидразин, нитрозодиметилгидразин, формальдегид, синильная кислота и др. Обладает кумулятивными свойствами, т.е. накапливается в организме. Обладает высокой ингаляционной.способностью проникать через неповрежденную кожу. Пары легко проникают через кожу.
При остром отравлении у жертвы может развиться бронхиолит, пневмония, отек легких, гортани, спазм голосовой щели; возможны кератиты; выраженный эрозивный гастрит, бульбит, возможны кровотечения; судорожный синдром, кома, энцефалопатия с диэнцефальными проявлениями; гипотония, коллапс, шок, миокардиодистрофия, экстрасистолия; возможен смертельный исход. Клинически: выраженные формы токсического гепатита, возможна острая атрофия печени с явлениями недостаточности ее; ретикулоцитоз, тромбоцитопения, анемия; нефропатия, недостаточность почек вплоть до анурии. После выздоровления сохраняются остаточные явления: астено-вегетативный синдром, токсический гепатит, полиневрит, токсические нефропатии. Отдаленные последствия интоксикации: органические изменения ЦНС, полиневриты, язвенные изменения ЖКТ, цирроз печени, энцефалопатии с диэнцефальными изменениями.
Хроническое отравление: нарушения функции нервной системы, обмена веществ (углеводного, жирового), дефицит витамина В6, сдвиги в сердечно-сосудистой и эндокринной системах. Изменения в печени (нарушение антитоксической, экскреторной, белковообразовательной функций), нарушение функций мозга, поражение печени и почек.
Алена Рыжикова
(Город на Амуре, №16 (443), 24 апреля - 1 мая 2013)