1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Рыбинка в опасности! На берегу водохранилища хотят построить целлюлозный комбинат

rybinkaПод Новый год сенатор от Вологодской области Николай Тихомиров выступил на Международной выставке «Российский лес». Здесь же состоялась презентация проекта завода по производству сульфатной целлюлозы, который власти соседней губернии планируют построить неподалеку от Череповца, в районе базы отдыха «Рощино». Это всего в 15-ти километрах от Дарвинского заповедника.

Чиновники сообщают, что предполагаемые производственные мощности предприятия – более миллиона тонн беленой сульфатной целлюлозы в год. Налоговые поступления составят более 2,5 млрд. рублей в год, из них почти 2 млрд. рублей – в бюджет соседнего региона. Ранее сообщалось, что для реализации проекта планируется объединить российских и иностранных инвесторов

Как подчеркнул Николай Тихомиров, создание в регионе современного технологического производственного объекта по комплексной переработке древесины повысит конкурентоспособность всего лесопромышленного комплекса России, даст возможность замещения экспорта необработанной древесины продукцией глубокой переработки отечественного производства с высокой добавленной стоимостью.

Еще 6 лет назад, когда начались разговоры о строительстве ЦБК, в качестве мест его размещения назывались Тотьма, поскольку там большое количество леса, и Великий Устюг. Но упоминался и индустриальный парк Шексна рядом с Череповцом, где очень хорошая логистика, близкие рынки сбыта, Волгобалт, железная дорога, федеральные трассы.

Между тем, простые жители Вологодской и Ярославской областей взволнованы. Не все меряется деньгами, и люди беспокоятся об экологии Рыбинского водохранилища, вспоминая ЦБК, который долгие годы отравлял воду в озере Байкал.

Обеспокоенные жители Вологодской области составили онлайн-петицию, адресованную Федеральному Собранию. Вот отрывок из обращения:

«К сожалению, права проживающих на берегах Рыбинского водохранилища граждан, мягко говоря, нарушаются. В районе города Череповца и так находится 3 огромных вреднейших производства - металлургический и химический комбинаты, а так же производство азотных удобрений, вследствие чего мы находимся в лидерах по онкологии, аллергии и прочим заболеваниям».

Для того, чтобы на петицию обратили внимание депутаты Госдумы, необходимо набрать не менее 100 000 сторонников.

Источник: http://yar.mk.ru/article/2014/02/05/980570-gde-voda-tam-beda.html

Подписать петицию можно можно на сайте http://www.onlinepetition.ru/


Еще на эту тему:

РЫБИНКА В ОПАСНОСТИ! В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ХОТЯТ ПОСТРОИТЬ КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ.

В октябре 2013 года между принадлежащей олигарху Алексею Мордашову группой «Свеза» и правительством Вологодской области было подписано соглашение о строительстве в регионе завода по выпуску беленой суль­фатной целлюлозы. Расположение будущего завода держится в секрете, но существует реальная опасность, что его хотят строить на Рыбинском водо­хранилище.

Особый статус

Проектная мощность завода – милли­он тонн целлюлозы ежегодно. Строитель­ство займет не менее четырех лет и будет стоить два миллиарда долларов.

Проект активно поддерживает губер­натор области Олег Кувшинников. Еще в марте 2013 года на встрече с лесопро­мышленниками Кувшинников объявил: «Сегодня я озвучил идею создания на Во­логодчине объединения, консорциума инвесторов (иностранных в том числе), для строительства целлюлозно-бумажно­го комбината. Возведение ЦБК позволит создать на Вологодчине замкнутый лесо­промышленный кластер!» По словам Кув­шинникова, которые приводит pronedra. ru, проект строительства завода по про­изводству целлюлозы уже получил под­держку руководства страны и находится на стадии подписания соответствующих соглашений. Его поддержали Министер­ство промышленности и торговли, Рос­лесхоз и помощник полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе.

Строить предприятие будут на ус­ловиях государственно-частного пар­тнерства. «Наша основная задача сегод­ня, – сказал Кувшинников, – присвоение площадке строительства статуса особой экономической зоны. Я буду лично этот проект контролировать. Со стороны пра­вительства уже назначен руководитель проекта, организован офис, предостав­лено необходимое оборудование и пер­сонал».

Кому это надо

Очевидно, что в строительстве заин­тересован прежде всего сам Мордашов, а вместе с ним и губернатор Кувшинни­ков. Последний, судя по его многочислен­ным высказываниям, вообще видит буду­щее региона именно в эксплуатации ле­сов как источника древесины.

Но помимо экономической выго­ды для владельцев, новый ЦБК принесет пользу и жителям региона. По крайней мере, в этом уверен губернатор Кувшин­ников: «На этапе строительства завода будет трудоустроено около пяти тысяч че­ловек. После выхода на проектную мощ­ность предприятие обеспечит около че­тырехсот постоянных рабочих мест. И это без учета тех 7–8 тысяч дополнитель­ных рабочих мест, которые будут соз­даны в радиусе 250–300 километров от строящегося завода в смежных и сервис­ных отраслях. Речь идет о лесозаготов­ке, транспорте и других деревоперераба­тывающих производствах на территории Вологодской области».

Кроме того, губернатор обещает, что комбинат будет приносить в казну 2,5 млрд рублей налогов, из которых 1,5 млрд будут оседать в региональном бюджете.

Цена вопроса

Не секрет, что производ­ство беленой целлюлозы ока­зывает сильнейшее негатив­ное воздействие на окру­жающую среду. Достаточно сказать, что на разных эта­пах производственного цик­ла используется огромное ко­личество воды, которая за­тем возвращается в природу. По данным ЮНЕСКО, на про­изводство одного листа белой бумаги идет 10 л воды.

Производство основано на так называемом сульфат­ном, или крафт-процессе. Это термохимический процесс, в ходе которого древесная щепа обрабатывается водным рас­твором, содержащим гидрок­сид и сульфид натрия. Сточ­ные воды, прошедшие через цеха такого комбината, несут целый букет различных химических веществ. Это диорганил- и органилсульфаты, хлориды и хлораты ка­лия и хлора, фенолы, жирные кислоты, диоксины, тяжелые металлы и много че­го еще.

Помимо загрязнения, воды отравля­ется и атмосфера. В воздух выбрасыва­ются зола (сульфат и карбонат натрия), соли натрия и кальция, диоксид серы, сероводород, метилмеркаптан, диметил­сульфид, диметилдисульфид, оксид угле­рода, хлор, диоксид хлора.

Считается, что переход на замкнутый цикл производства, когда сточные воды вообще не выводятся во внешнюю сре­ду, может заметно снизить вредное воз­действи ЦБК на природу. Однако для зам­кнутого водооборота при производстве беленой целлюлозы необходимо полно­стью отказаться от использования хлора. Принципиально это возможно: существу­ют схемы отбелки, в которых вместо хло­ра используются озон и перекись водоро­да. Но полностью замкнутый цикл водо­потребления пока не был реализован ни на одном предприятии в мире, ни с хлор­ной, ни с бесхлорной отбелкой. С другой стороны, наиболее «чистые» ЦБК, в частности в Швеции, ра­ботают не по замкнутому циклу (то есть сбрасывают сточные воды в окружающую среду), но они выпускают не сульфат­ную, а сульфитную целлюлозу – используют принципиально иную технологию, чем плани­руется на ЦБК Мордашова. Да и сам Мордашов говорил в своих интервью, что на заводе будет установлена самая со­временная система очистки сточных вод, из чего следует, что замкнутый цикл не предполагается.

Но ни замкнутый цикл, ни какие-ли­бо другие новейшие техно­логии неспособны полно­стью решить еще одну про­блему ЦБК. Это хранение и утилизация отходов, пре­жде всего лигнина и шла­мов. Наиболее радикаль­ный и дешевый метод – сжигание, но он сопряжен с сильнейшим загрязнени­ем атмосферы. Именно на­копившиеся за многие годы отходы стали самой тяже­лой проблемой при закры­тии злосчастного Байкаль­ского ЦБК.

Конечно, все – и губер­натор Кувшинников, и Мор­дашов, и руководство «Све­зы» – все в один голос твер­дят, что комбинат будет построен по самому послед­нему слову техники и в со­ответствии с самыми строгими экологи­ческими стандартами. Беда в том, что и самые строгие стандарты, даже если они неукоснительно соблюдаются, допуска­ют определенную степень вредного воз­действия на окружающую среду. Пред­приятие-загрязнитель просто будет этот ущерб природе «компенсировать». На­пример, посредством зарыбления загряз­няемого водоема или через так называе­мые компенсационные выплаты.

Где?

Точное место строительства завода держится в секрете. По словам Кувшин­никова, пока рассматриваются три ва­рианта: Тотьма, Великий Устюг и Шек­снинский район. Окончательное место строительства якобы выберут после про­ведения общественных слушаний и оцен­ки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

rybinka-kartaМежду тем есть все основания ду­мать, что решение уже принято и завод будут строить в непосредственной близо­сти от Рыбинского моря. Наиболее веро­ятное место – окрестности Шексны или Череповца. Например, Шекснинский ин­дустриальный парк, расположенный в 35 км от Череповца на реке Шексне.

В пользу именно шекснинского или череповецкого вариантов говорит ряд фактов. Во-первых, еще в 2007 году ком­пания «Свеза» прорабатывала проект строительства ЦБК совместно с финской «УПМ-Кюммене», и строительство тогда планировалось именно в Шекснинском районе. Помешал кризис 2008 года, и в 2009 году стороны объявили о временной приостановке реализации проекта.

Интересно также, что в ноябре 2013 года губернатор Кувшинников встречал­ся с руководителем Федерального агент­ства лесного хозяйства Владимиром Ле­бедевым и обсуждал с ним, в частности, вопросы лесовосстановления в тех ме­стах, где пойдет активная заготовка дре­весины для нужд будущего ЦБК группы «Свеза». Губернатор попросил тогда ру­ководителя Рослесхоза рассмотреть воз­можность дополнительного финансиро­вания в 2014 году лесоустроительных и кадастровых работ в Бабаевском и Чере­повецком районах, где, по словам Кув­шинникова, зарезервирована лесосы­рьевая база для целлюлозного комбина­та. Логично предположить, что комбинат будут строить вблизи от районов лесоза­готовки, что опять же говорит в пользу Шексны или Череповца.

Наконец, совсем недавно, ОАО «Се­версталь» распространило официальное заявление о том, что с 1 февраля закры­ваются принадлежащая компании база отдыха «Рощино» и расположенный на ее территории детский оздорови­тельный лагерь «Орленок». В ком­пании это решение объясняют невостребованностью услуг ба­зы, но в Череповце ходят упорные слухи, что истинная причина со­всем другая: на базе будут разме­щать рабочих, которые приедут на строительство ЦБК, а может быть, там будут строить и сам ЦБК.

Рощино располагается пря­мо на берегу Рыбинского водохра­нилища в месте впадения в него реки Пачи. Место не так удобно с точки зрения логистики и ин­фраструктуры, как тот же Шек­снинский промпарк, но зато боль­шая вода рядом, да и до желез­ной дороги (станция Суды) всего километров сорок. К этому на­до добавить, что ссылки «Север­стали» на якобы невостребован­ность базы в Рощино выглядят совершенно неубедительно, ес­ли учесть, что местные жите­ли, например, уже собрали больше полутора тысяч подписей под пе­тицией против закрытия базы и детского лагеря.

Так или иначе, но вероят­ность того, что ЦБК хотят строить либо прямо на Рыбин­ском море, либо в непосредствен­ной близости от него на Шексне, очень высока. Оба варианта неиз­бежно скажутся на судьбе Рыбин­ского водохранилища.

Череповец и без ЦБК при­надлежит к числу самых гряз­ных в экологическом отноше­нии городов России, а вода в Рыбинском водохранилище ни­же города из года в год оцени­валась как «очень загрязнен­ная», а в 2009 году стала и вовсе «грязной». Основными источ­никами загрязнения являются ОАО «Северсталь», предприя­тия по производству удобрений ОАО «Череповецкий «Азот» и ОАО «Аммофос», а также МУП «Водоканал». Неужели к этому списку добавится еще и целлю­лозный комбинат?

Рыбинское море – это не просто водохранилище, «водный объект рыбохозяйственного значения». Его исто­рия связана с трагедией тысяч людей, ко­торых лишили родной земли, когда под воду ушли сотни деревень и даже город Молога. Для людей, которые сегодня жи­вут на его берегах, оно главный источ­ник и необходимое условие жизни. Нако­нец, это водоем, которому обязан своим существованием уникальный биосфер­ный Дарвинский заповедник. И еще, Ры­бинское море – это по-настоящему куль­товый водоем для тысяч и тысяч рыбаков всей Центральной России.

Я обращаюсь ко всем, кто так или иначе имеет касательство к проблемам Рыбинского моря. К руководителю Рос­рыболовства и к руководству Ярослав­ской и Тверской областей. К ученым Института внутренних вод в Борке. К при­родоохранным организациям, в первую очередь к Фонду дикой природы и Грин­пис. И самое главное, я обращаюсь ко всем рыбакам и просто гражданам, даже если рыбалка для них ничего не значит. Нельзя допустить строительство целлю­лозного производства ни на Шексне, ни тем более на Рыбинском водохранилище.

Больше полувека Байкальский цел­люлозный комбинат отравлял своими ядовитыми стоками Байкал. Каких уси­лий и каких денег стоило его закрыть! Мы все должны предпринять все возмож­ные меры для того, чтобы эта история не повторилась и на Рыбинском море.

Про налоги

Динамика выплат налога на прибыль организаций, входящих в холдинг «Северсталь», заставляет с большой осторожностью вос­принимать обещания губернатора Кувшинникова относительно налоговых поступлений от нового ЦБК.

Динамика эта такая. 2008 год – 11,1 млрд рублей, 2009 г. – 0,571 млрд, 2010 г. – 4,35 млрд, 2011 г. – 4,90 млрд, 2012 г. – 0,7 млрд, 2013 г. – 0,1 млрд, в 2014–2016 года – ноль. Эти цифры бы­ли приведены в докладе начальника департамента финансов на публичных слушаниях по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту областного бюджета на 2014 год, которые состоялись в Законодательном собрании обла­сти 12 ноября 2013 года. По данным департамента финансов, рен­табельность продаж в 2008 году у «Северстали» была 30%, а в пер­вом полугодии 2013 года – 5%, то есть упала в шесть раз, а налог на прибыль сократился в 110 раз. Цифры эти приведены на сай­те КПРФ, на их основании первый секретарь вологодского обкома КПРФ Николай Жаравин потребовал от губернатора поставить во­прос о национализации предприятий Мордашова.

Как в Норвегии

Компания «Свеза» ранее ЦБК не строи­ла и не эксплуатировала. Тем не менее ген­директор компании Андрей Кашубский уве­рен, что завод будет работать по самым со­временным мировым экологически чистым технологиям, на нем будет использована са­мая совершенная в мире система водоочист­ки. «Такие заводы, –заявил он, – стоят в Нор­вегии на водоемах, из которых берут питье­вую воду».

В свете этих оптимистических заявле­ний настораживает стиль работы некоторых действующих предприятий «Свезы».

Таких, например, как Усть-Ижорский фанерный комбинат (УИФК) в Санкт- Петербурге.

Как следует из материалов гражданско­го дела по иску природоохранного прокуро­ра Санкт-Петербурга к этой компании, ее работники устроили в прибрежной защит­ной полосе реки Большая Ижора свалку, где складировали «грунт, загрязненный древес­ными отходами, отходы щепы, фанеры, ар­матуры; бой бетона, кирпича; бытовые от­ходы».

Колпинский районный суд Санкт- Петербурга иск удовлетворил и обязал Усть- Ижорский комбинат в 60-дневный срок про­извести работы по очистке прибрежной за­щитной полосы Большой Ижоры.

Может быть, Усть-Ижорский комбинат исключение? К сожалению, похоже, что нет.

Прокуратурой города Костромы прове­дена проверка соблюдения законодатель­ства об охране окружающей среды еще од­ной «дочкой» «Свезы», компанией «Фан­плит». Проверкой установлено, что на промплощадках ОАО «Фанплит» имеется 102 источника выбросов загрязняющих ве­ществ, общий выброс вредных веществ в ат­мосферный воздух составляет более 3189 тонн. ОАО «Фанплит» не выполняет требова­ния по производственному контролю за со­блюдением нормативов предельно допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, что создает угрозу экологической безопасности жителей города Костромы. Кроме того, ор­ганизацией не соблюдаются требования за­конодательства в части хранения твердых промотходов различных классов опасности.

Еще одно предприятие группы «Свеза» – компания «Фанком», Свердловская область, прозводит фанеру. Летом 2013 года иск к этому предприятию подал департамент Ро­сприроднадзора по УрФО.

По версии надзорного ведомства, «ЗАО «Фанком» допустило несанкционированное размещение производственных отходов, са­мовольное перекрытие и химическое загряз­нение почв», чем причинило ущерб окружа­ющей среде на сумму более 314 млн рублей. Поскольку нарушения были устранены, суд счел, что оснований для взыскания денег с «Фанком» не имеется.

Алексей ЦЕССАРСКИЙ,
председатель МОО "Союз рыболовов"

Источник: Газета "Рыбак рыбака", № 5, 2014
http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/20426/
04.02.2014

Из комментариев к статье:

По словам главы Судского сельского поселения Волковой Елены Борисовны (http://vk.com/club56786858) в настоящее время инициирован процесс присоединения 600 га федеральной земли к Судскому поселению для того, чтобы создать там особую экономическую промышленную зону. Сейчас на этой земле на самом берегу Рыбинского вдхр (см.план) возвышается лес, а областные власти совместно с руководством ОАО "Северсталь" планируют построить там Целлюлозно-бумажный комбинат. Соседство ЦБК с Череповцом, акваторией Рыбинского вдхр и Шексны - СЕРЬЁЗНАЯ УГРОЗА ЭКОЛОГИИ ВСЕГО РАЙОНА!

Одновременно происходит попытка смены статуса Дарвинского заповедника на "национальный парк", что даст возможность обойти защиту ЮНЕСКО, под охраной которого он сейчас находится! http://www.cherinfo.ru/news/63818

По словам заслуженного эколога Николая Архипова, который уже много лет занимается проблемами экологии в Череповце и области, необходимо готовить обращение на федеральный уровень:

«Нельзя допустить того, чтобы Дарвинский заповедник утратил свой статус. Если это все же случится, необходимо будет направить письмо в ЮНЕСКО. Сейчас важно составить обращение через региональное отделение общества охраны природы в Министерство природных ресурсов и экологии, его нужно готовить в обязательном порядке прямо сейчас. Терять заповедник, школу биологов средних и высших учебных заведений, занимающихся проблемами природы и экологии, никак нельзя»

-----

а треугольничек то там будет, пожалуй, похлеще бермудского!

http://vk.com/rybak_rybaka?z=photo-30045488_321931730%2Fwall-30045488_80