Яблоневые сады СХИ приказали долго жить
- Подробности
- Категория: Подробности
Если на карте города пометить красными флажками те зоны, которые строительная отрасль отъедает от городской экологии, лик Воронежа зальется пунцовым румянцем. Хотя если кому и краснеть, так это ненасытным строителям. И чиновникам, которые, не дрогнув, поощряют их аппетиты. Но они как раз не покраснеют. За облик города персональной ответственности не несет никто. Власть меняется, приходят и уходят мэры, главные архитекторы, тасуется колода чиновников областного уровня. Их много - тех, кто одобряет, лоббирует, подписывает... Они приходят и уходят, а город остается. И он должен выдержать все: дурной вкус архитектора, пробивной напор депутата, алчность чиновника и лоббиста. Выдержать-то он выдержит, но остаться при этом красивым, элегантным, зеленым не получится по одной простой причине: развитием Воронежа руководят не профессионалы, работающие на благо жителей города, а олигархи строительной отрасли, действующие в интересах своего бизнеса.
В последние дни широкое обсуждение получили планы компании «Выбор» по застройке так называемого яблоневого сада – территории, исконно принадлежавшей СХИ. Участок в 52 гектара начинается за Московским проспектом и заканчивается на улице Ломоносова. Документ, разрешающий строительство, уже подписан, стало быть, еще одной потенциально важной зеленой зоной в Воронеже может стать меньше. Но яблоневый сад – это не просто участок, у него есть история. На территории от сегодняшнего памятника Славы и севернее шли ожесточенные бои за Воронеж, и поисковики утверждают, что в этом районе покоятся останки тысяч красноармейцев, погибших в 1942-43 годах. Фактически новые жилые массивы собираются построить на их костях. Может строители об этом не знают? Или знают и им все равно?
Трудно понять логику наших властей. Город расширяется за счет еще не тронутых зеленых зон, за счет окраин, пока не имеющих инфраструктуры. Что вынуждает наших градостроителей двигаться именно в этом направлении? Разве потенциал «старого» Воронежа полностью исчерпан? Отнюдь. В городе множество домов военной и послевоенной постройки, хрущевского периода, ресурс их давно исчерпан. Как исчерпан и ресурс коммуникаций, которыми до сих пор пользуются жильцы. Эти дома так и будут веки вечные уродовать внешний вид города? Даже тогда, рядом вырастут небоскребы вроде «Солнечного Олимпа»? Даже когда их обитатели переселятся в новое жилье? Строители не хотят осваивать подобные участки. А у нас интересы строителей стоят на первом месте, в этом все и дело.
Против застройки яблоневого сада уже выступили депутаты городской Думы от СР и КПРФ, но строители могут и не обратить внимания на их мнения. Тут все зависит от того, какое решение в итоге примет руководитель компании «Выбор» Александр Цыбань. И в этом плане ему несколько сложнее, чем любому главному архитектору города, кто бы им ни был. Чиновники на этом посту сменяются регулярно, и после их ухода никто не вспомнит фамилий. Имена мэров запоминаются лучше. Названия строительных компаний и вовсе у всех на слуху. Строительные монстры Воронежа зарождались при одном мэре, набирали силу при другом, сами стали управлять процессом градостроительства при третьем. И еще пару-тройку мэров вполне могут пережить. По идее, для них вопрос репутации уже давно должен стать не менее важным, чем вопрос экономической эффективности. Там, где все упирается в споры о вкусе (как с тем же «Мариоттом»), со строителями дискутировать сложно. Яблоневый участок – другое дело. У него есть историческое прошлое и экологическое настоящее. И куда деваться от этих двух вопросов – уже дело не вкуса, а гражданской совести.
Алла Холденко
(МК-Воронеж, 30.12.2015)