1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО снова вступился за Байкал

baykal22Работа представителей международной экологической коалиции "Реки без границ" на 40 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле завершилась безоговорочной победой - принятая резолюция по озеру Байкал снова требует от Монголии проведения многоаспектных экологических оценок всех планируемых ГЭС в бассейне реки Селенги, а от России - ясности в вопросе о регулировании уровня озера. "Плотина.Нет!2 публикует неофициальный русский перевод принятого решения по Байкалу:

Решение 40 COM. 7B. 97.

Комитет Всемирного Наследия,

1. Изучив документ Document WHC/16/40. COM/7B.Add,

2. Ссылаясь на решения 38 COM 7B.76 и 39 COM 7B.22, принятых на 38 (Доха, 2014) и 39 (Бонн, 2015) сессиях соответственно:

3. Приветствует информацию о том, что в Федеральный закон об экологической экспертизе были внесены поправки, согласно которым необходимо производить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) в отношении любых проектах по строительству и реконструкции на территории природного региона, вокруг озера Байкал; а также о том, что водохранная и рыбохранная зоны были расширены;

4. Также приветствуется подтверждение того, что лицензия ООО "Инвест-Евро-Компания" на Холоднинское месторождение была приостановлена, а также, что заявка была официально отозвана компанией, и что разведка и разработка новых месторождений в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещены. В соответствии с этим, Комитетом было установлено положение, что добыча полезных ископаемых несовместима со статусом Всемирного наследия.

5. Выражается признательность государству-участнику за его усилия по борьбе с пожарами, которые произошли в Байкальском регионе в 2015 году. Однако с беспокойством было отмечено, что хотя природные богатства озера не были значительно повреждены, все же значительное количество особо охраняемых природных территорий так или иначе пострадало, что в свою очередь, оказало негативное воздействие на целостность объекта Всемирного Наследия. Комитет настоятельно призывает провести оценку воздействия пожаров на экосистемы озера, принимая во внимание взаимосвязь между озером и лесом вокруг озера;

6. Приветствуется информация о том, что разрабатываются новые руководящие принципы для управления ООПТ вокруг озера Байкал. Комитет призывает государство -участника развивать этот процесс с целью дальнейшей разработки комплексного плана объекта, включающего в себя план по борьбе с пожарами и план предотвращения риска;

7. Комитет с большой обеспокоенностью отмечает наличие большого числа проектов по развитию туристической инфраструктуры, запланированных на территории особой экономической зоны ("Ворота Байкала" и "Байкальская гавань"). Комитет просит предоставить в цент Всемирного Наследия результаты оценки воздействия на окружающую среду для каждой зоны обзора МСОП, и повторяет свою просьбу к государству-участнику провести стратегическую экологическую оценку (СЭО) всех особых экономических зон, в соответствии с принципами сохранения ВУЦ. Комитет настоятельно призывает, чтобы все ОЭП и СЭО включали в себя оценку конкретную оценку воздействия на ВУЦ (выдающуюся универсальную ценность объекта), а также, чтобы СЭО учитывало кумулятивной воздействие всех существующих и предполагаемых изменений;

8. Комитет сожалеет, что государство - участник так и не сообщает о детальной разработке ОВОС, касающейся деятельности площадки Байкальского целлюлозно - бумажного комбината и его влияния на выдающуюся универсальную ценность объекта, как было предложено Комитетом в решении 38.COM 7B. 76. и еще раз дублировалось в решении 39. COM 7B.76. И призывает государство-участника решить данную проблему.

9. Кроме того, Комитет с беспокойством отмечает что, в ряде недавних научных статей подтверждаются факты тревожных экологических изменений в Байкале, в том числе распространение водорослей и цианобактерий. Комитет настоятельно просит государство-участника организовать систему мониторинга, чтобы выявить причины таких изменений и необходимые меры реагирования в целях сохранения экологической целостности озера.

10. Комитет сожалеет, что государство-участник не предоставило никакой информации о существующих положениях и правилах рационального использования водных ресурсов озера Байкал, как было рекомендовано Комитетом в решении 39. COM 7B.76. Следует отметить, что недавно был подготовлен и опубликован на федеральном портале проект постановления Правительства РФ "О максимальных и минимальных уровнях воды озера Байкал". Однако государство-участник не предоставило никакой информации о данном проекте, который предусматривает колебания уровня воды в озере и имеет более широкий диапазон, чем разрешен в настоящее время, и, следовательно, будет иметь последствия и оказывать непосредственное влияние на его выдающуюся универсальную ценность. Комитет Всемирного наследия, настоятельно призывает государство-участника предоставить Центру Всемирного Наследия и МСОП подробную информацию о состоянии данного законодательства. Кроме того, необходимо предоставить информацию об оценках, которые использовались для определения предполагаемого уровня воды, а также осуществить оценку на выдающуюся универсальную ценность объекта, в том числе пресноводных экосистем и биоразнообразия в соответствии с требованиями МСОП, и не утверждать законопроект, пока данные не будут пересмотрены МСОП.

11. Кроме того, Комитет сожалеет о том, что государство-участник - Монголия не представила обновленную информацию по осуществлению рекомендаций миссии по реактивному мониторингу в 2015 году, а также повторяет свои просьбы к государству-участнику - Монголия, а именно:

А) убедиться, что ОВОС, разработанный для проекта "Эгийн Гол", включает в себя оценку потенциального воздействия не только на гидрологические, но и на экологические процессы и биоразнообразие объекта, а именно на его ВУЦ, и предоставить полный отчет по ОВОС в Центр Всемирного Наследия;

Б) убедиться в обеспечении полномочий подготовки ОВОС для проектов строительства Шуренской ГЭС и на реке Орхон, а также убедиться, что данные проекты включают конкретные оценки любых потенциальных воздействий на ВУЦ и целостность объекта;

В) представить в Центр Всемирного Наследия ОВОС для проектов строительства Шуренской ГЭС и комплекса водохранилищ на реке Орхон;

Д) разработать оценку кумулятивных воздействий любых запланированных плотин и водохранилищ в бассейне реки Селенга, которые могут повлиять на ВУЦ и целостность объекта, и представить эту оценку в центр Всемирного Наследия;

Е) не одобрять ни один из проектов пока вышеупомянутые ОВОС и оценки кумулятивного воздействия не будут рассмотрены Центром Всемирного Наследия и МСОП.

12. Далее Комитет вновь обращается к государствам-участникам Российской Федерации и Монголии о совместной разработке стратегической экологической оценки (СЭО) для будущих гидроэнергетических и водохозяйственных проектов, которые потенциально могут повлиять на объект, принимая во внимание любые существующие и планируемые проекты на территории обеих стран;

13. Комитет просит предоставить государство-участника обновленный доклад о состоянии сохранности объекта до 1 февраля 2017, для дальнейшего его рассмотрения на 41 сессии в 2017 году.

15 июля 2016 г.,
http://www.plotina.net/ozero-bajkal-chto-yunesko-trebuet-ot-rossii-i-mongolii/