1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Северная столица без наводнений. Опыт применения современных методов водной защиты городов

dambaНебывалые по масштабам наводнения, обрушившиеся на Россию за последнее время, оставили после себя поистине разрушительные последствия. Можно ли защитить современный мегаполис и его жителей от угрозы наводнения и противостоять силе водной стихии?

Высокий уровень развития современных технологий позволяет предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с природными катаклизмами. Уникальный для России проект по строительству комплекса защитных сооружений (КЗС) был реализован в Санкт-Петербурге. С открытием КЗС город получил надежную защиту от наводнений с самой современной системой управления на базе оборудования «Сименс». За счет внедрения резервированных многоуровневых распределенных систем управления удалось обеспечить максимальную надежность, безопасность и эффективность эксплуатации комплекса и гарантировать защиту всего города. Об этом в интервью главному редактору «НГ-энергии» Олегу НИКИФОРОВУ рассказал Алексей САМОШИЛОВ, директор по сбыту Сектора индустрии «Сименс» в России.

– Какова история проекта строительства КЗС в Санкт-Петербурге, кто стоял у его истоков?

– Сама идея не нова. Первые попытки строительства защитного сооружения от наводнений в Санкт-Петербурге – каменной дамбы поперек Финского залива – были предприняты еще в начале ХIХ века, но технически реализовать замысел на тот момент было невозможно. Идею создания «водных ворот» возродили в 1979 году, однако с наступлением перестройки работы были приостановлены. Строительство дамбы вновь началось в 2003 году, когда к реализации масштабного проекта были привлечены ведущие технологические и строительные компании, специализирующиеся на возведении гидротехнических сооружений. «Сименс» включился в работу над проектом в 2005 году.

– В чем уникальность данного проекта?

– Главная особенность реализованного проекта состоит в его масштабности и воплощенных инновационных решениях. Общая протяженность защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге составляет 25,4 километра, что в несколько раз превосходит совокупную длину всех дамб в Нидерландах. Основными инженерными элементами КЗС являются два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений и подземный автотранспортный тоннель. В масштабном проекте приняли участие поставщики оборудования для самых разных отраслей промышленности. Так, привод тягача – результат работы космического конструкторского бюро, водопропускные сооружения – настоящие мини-ГЭС, батопорты – уменьшенные копии подводных лодок. К подрядчикам предъявлялись очень высокие требования по надежности оборудования. Нашей компании доверили, пожалуй, самый сложный и ответственный участок работ – интеграцию всех инженерных сооружений в единую систему управления. В этой связи важной задачей, которая была успешно решена, стало отлаженное взаимодействие с многочисленными партнерами. Специалистам «Сименс» удалось в конечном итоге разработать комплексную систему управления КЗС, созданную на базе самых современных технологий автоматизации, включающую функции самодиагностики, дублирования и резервирования. В рамках проекта было интегрировано значительное количество уникальных разнотипных приводных систем для плавучих затворов, выдерживающих сверхтяжелые нагрузки (от 130 до 2500 тонн).

– Что было самым сложным в реализации столь амбициозного замысла?

– Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга, как я уже упоминал ранее, имеет два судопропускных сооружения: С-1 на юге и С-2 – на севере. С-1 – самое сложное с технической точки зрения сооружение КЗС. Шлюзные ворота C-1 шириной 200 метров и глубиной 16 метров являются единственными в России, работающими круглый год. В период наводнения С-1 перекрывается плавучими затворами (батопортами – в переводе с французского «судно-ворота»), а в остальное время открыто для пропуска воды и прохода крупнотоннажных грузовых судов и современных круизных лайнеров. Каждая створка плавучего затвора представляет собой гигантское подвижное сооружение, сравнимое разве что с атомной подводной лодкой. Каждая створка оборудуется системой гибких кабелей для подачи электроэнергии и управления с берега.

С-2 предназначено для пропуска небольших судов. Его ширина около 110 метров, а глубина – 7 метров. Установленный на нем подъемно-спускной затвор в период спокойной воды находится на дне, а во время наводнения конструкция поднимается с помощью гидравлических цилиндров и надежно перекрывает судоходный пролет.

– С момента завершения строительства КЗС в Санкт-Петербурге прошло два года. Был ли шанс проверить возведенные защитные сооружения на прочность?

– Настоящим боевым крещением для КЗС стало 28 ноября 2011 года, когда вода в Неве поднялась на 131 сантиметр выше нормы. Подъем воды сопровождался шквальным ветром, порывы которого, по данным МЧС, достигали 23 метра в секунду. Лишь закрытие дамбы позволило предотвратить наводнение.

Совсем недавно, 12 сентября 2013 года, комплекс защитных сооружений под наблюдением представителей Ространснадзора провел уже плановое испытание своего основного затвора – батопортов судопропускного сооружения С-1. Все системы сработали по плану и продемонстрировали полную готовность к защите города от наводнений, угроза которых значительно возрастает в осенне-зимний период.

– С 1703 по 2009 год в Петербурге было зарегистрировано 306 наводнений. На протяжении столетий водная стихия причиняла значительный ущерб городу, разрушая памятники архитектуры, нанося вред промышленным предприятиям и создавая серьезную опасность для жизни людей. Северная столица, должно быть, по достоинству оценила столь щедрый подарок, как дамба.

– Да, безусловно. Реализация проекта позволила Санкт-Петербургу решить сразу несколько насущных проблем. Во-первых, что самое главное, удалось предотвратить постоянную угрозу наводнений. Во-вторых, создание участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга с выводом транзитного транспорта в обход города обусловило улучшение экологической ситуации. Кроме того, с открытием КЗС появилась наземная транспортная связь Кронштадта с материком, а также нет препятствий для свободного перемещения воды, льда и водных обитателей.

– С Санкт-Петербургом ситуация ясна, но ведь есть еще много других городов. Прошлым летом наводнение накрыло Крымск, в результате чего пострадали тысячи человек. В Хабаровске и других городах Дальнего Востока сейчас ликвидируют последствия сильнейшего наводнения, обрушившегося на регион в августе этого года. Возможно ли с помощью комплекса защитных сооружений, аналогичных тому, что построено в Санкт-Петербурге, защитить от натиска водной стихии другие города или универсального рецепта все же не существует?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку всегда нужно понимать, чем вызвано наводнение в каждом конкретном случае. В разных регионах в силу особенностей их географического положения, влияния погодных и антропогенных факторов наводнения могут быть обусловлены совершенно различными причинами. Зачастую это обильные затяжные дожди или разливы рек. Комплекс защитных сооружений в Санкт-Петербурге решает локальную задачу, защищая город от водных масс, приходящих с Финского залива под действием юго-восточного ветра и являющихся причиной поднятия уровня Мирового океана. Иными словами, необходимо анализировать причины наводнений с учетом индивидуальных особенностей местности, и тогда достойное инженерное решение обязательно найдется.

Олег Никифоров
(Независимая газета, 15.10.2013)