1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В России может быть введен полный запрет на сельхозпалы

palyСжигание сухой травы в России может быть полностью запрещено. МЧС уже подготовлен проект постановления правительства о внесении соответствующего изменения в Правила противопожарного режима. Документ должен быть в ближайшее время размещен на Едином портале правовой информации в соответствии с уже опубликованным там уведомлением.

Горячая пора

Наступление каждой весны лесопожарные службы встречают в тревожном ожидании. Как только сойдет снег и установится тепло, по полям начинают бежать багровые всполохи, а небо заволакивает сизый дым. Причины возгорания сухой прошлогодней травы различны. Бывает, пожары возникают случайно – где-то брошенный окурок, где-то непотушенный костер. Но в большинстве случаев, как считается, прошлогоднюю сухую траву намеренно поджигают сельские жители. Огонь якобы очищает землю от прошлогодней травы и новая растет лучше. Кроме того, во время сельскохозяйственных палов вроде бы уничтожаются личинки вредных насекомых в почве.

На самом деле, говорят специалисты, после сжигания сухой травы рост новой даже притормаживается. Да и от уничтожения личинок вредных насекомых польза тоже относительная, так как в пожаре погибают и полезные насекомые. На том мнимый положительный эффект сельхозпалов заканчивается. А далее начинается реальный ущерб.

Главная проблема состоит в том, что за распространением огня никто не следит. То есть поджигающие сухую траву граждане, конечно, вроде бы наблюдают за пламенем. Да вот только удержать ситуацию под контролем не могут или не хотят. Огонь, подгоняемый ветром, быстро распространяется по траве и в конечном итоге достигает кромки леса или околицы села. И тут дело приобретает совсем другой оборот.

Этот год уже запомнится печальной статистикой. Чрезвычайная пожарная обстановка сложилась в Хакасии. В разгар пожаров в апреле здесь было охвачено огнем более 20 населенных пунктов, погибли 23 человека. Сложная ситуация сложилась в Забайкальском крае. К концу апреля количество возникших здесь пожаров превысило среднепятилетний показатель почти в 7 раз. Горят леса в Амурской и Иркутской областях, Красноярском крае и Бурятии.

Причинами таких пожаров, отмечают специалисты, стали именно сельскохозяйственные палы. Весенние лесные пожары чаще всего начинаются с поджогов сухой травы. Проблема вроде бы очевидна, но решить ее отнюдь не просто.

– Сложно оценивать ситуацию по всей России, но в европейской части страны, как правило, сухую траву поджигают не работники сельхозпредприятий, а обычные жители села. Они почему-то думают, что если сожгут траву вокруг своей деревни, то так будет лучше. Потом сама эта деревня и сгорает. Если бы это были контролируемые сельхозпалы, как это должно быть, тогда там присутствовали бы люди, техника, чтобы не допустить бесконтрольного горения, – говорит заместитель начальника Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Александр Степченко.

Получается, что намеренные поджоги сухой травы никто не контролирует и ответственность за последствия не несет.

Гордиев узел

К решению проблемы сельхозпалов подходили неоднократно. В очередной раз она обсуждалась в разгар пожаро-опасного сезона на селекторном совещании с регионами в середине апреля этого года. Тогда вице-премьер Александр Хлопонин заявил:

– В прошлом году мы уже об этом говорили, если не справляются, надо изъять полномочия. В этом году эта работа может быть продолжена, надо подготовить соответствующий нормативный акт. Речь шла о том, что обеспечить охрану лесов от пожаров должны регионы, тем более что средства на эти цели им были выделены в том полном объеме, как и в прошлом году – около 5 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что недостаточно ответственный подход некоторых регионов к проведению противопожарных мероприятий сказывается на возникновении и распространении пожаров. Также в полной мере не используются и возможности привлечения к ответственности собственников земельных участков за то, что они не обеспечили пожарную безопасность.

– У нас в стране часть сельхозугодий находится в частной собственности у людей и организаций, которые реально не ведут сельскохозяйственную деятельность. Они просто приобрели эту землю, они за ней не ухаживают и ее не возделывают. Вот на таких участках рано или поздно возникают пожары, может быть, и не по вине собственников, а по вине других людей. Но и сами собственники порой начинают поджигать прошлогоднюю траву, думая, что таким образом как-то ухаживают за землей. К сожалению, этих лиц не привлекают к ответственности, хотя действующее законодательство вполне позволяет это делать по линии государственного пожарного надзора, находящегося в ведении МЧС, – указывает Александр Степченко.

Витоге, пока за огнем никто не следит, пожар с сельскохозяйственных земель перебирается на земли лесного фонда и набирает огромную силу. Время упущено, и для тушения огня приходится задействовать федеральные силы ФБУ «Авиалесоохрана», МЧС и Минобороны.

Так произошло и в этом году. Селяне продолжали жечь траву, а полыхали все новые леса и деревни. Потому, когда в очередной раз к проблеме обратились на экстренном совещании в Абакане 21 апреля, вопрос был решен радикально. Президент России Владимир Путин поручил подготовить проект постановления о запрете сельхозпалов. К делу подключилось МЧС, что вполне понятно. Ведомству приходится тушить крупные лесные пожары. За какие-то считанные дни проект нормативного акта был готов. 30 апреля на Едином портале правовой информации появилось уведомление о начале общественного обсуждения проекта.

Запретный код

Постановлением правительства России предполагается установить прямой запрет на сжигание сухой травянистой растительности сразу на всей территории страны. Для этого будут внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Введенный запрет будет касаться как граждан, так и юридических лиц. Контролировать выполнение правил должны будут должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности на вверенном им участке работы. Согласно информации, размещенной на Едином правовом портале, предполагается, что новые правила должны вступить в силу в 4 квартале 2015 года.

Однако только внесением изменений в Правила противопожарного режима, вероятно, дело не ограничится. Мало установить запрет на поджигание сухой травы. Необходимо определить, кто и как будет контролировать соблюдение гражданами и организациями этой нормы. Требуется также установить меру ответственности за правонарушение. Таким образом, помимо указанных правил, изменения могут быть внесены в ряд других нормативных правовых актов.

Как пояснили в МЧС, в частности, потребуется вносить изменения в Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности». Также будет дополняться и закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с тем, чтобы определить полномочия органов местного самоуправления в части контроля над поджогами сухой травы. Затронут изменения и другие нормативные правовые акты. Таким образом, будет уточняться процедура контроля за сельхозпалами, чтобы избежать противоречий и пробелов в законодательстве.

Помимо этого, считают эксперты, целесообразно поменять и саму методику расследования случаев возгорания и привлечения к ответственности. Законодательством предусмотрены необходимые меры ответственности, но существующая практика правоприменения срабатывает не всегда. Важен не сам по себе запрет, а неотвратимость наказания за его нарушение. К ответу необходимо привлекать и поджигателей, и собственников полей, которые не обеспечили пожарную безопасность участка.

– Государственный пожарный надзор, полиция, органы местного самоуправления должны иметь права и возможности, в том числе финансовые, по обеспечению исполнения этого запрета. Также важно, чтобы работники леса получили права по работе с прилегающими территориями – в первую очередь сельхозземлями вокруг лесных массивов, с собственниками и пользователями земельных участков, – считает руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.

Продолжение следует

Введение запрета на сжигание сухой травы должно усилить контроль над ситуацией. Однако пробел все равно останется.

– Не уверен, что полный запрет изменит ситуацию кардинально. Сначала стоит уполномоченным органам – пожарному надзору, прокуратуре – провести анализ, в каких случаях лесные пожары возникали из-за контролируемых палов, а в каких из-за неконтролируемых. И если эти пожары в основном были неконтролируемые, то что решит запрет контролируемых сельхозпалов? Какой-то эффект от запрета, конечно, будет, но не такой масштабный, как нам всем бы хотелось, – указывает Александр Степченко.

Таким образом, после введения запрета ключевой станет проблема контроля за его соблюдением. Предприятия на своей территории сами траву поджигать не будут, уверены эксперты. Но есть пустыри, заброшенные земли, где возгорания происходят очень часто то из-за баловства детей, то по глупости взрослых. Уследить за такими поджигателями очень сложно. Специалисты указывают, что в настоящее время в среднем по стране к какой-либо ответственности привлекается меньше одной десятой процента от общего количества поджигателей сухой травы, то есть меньше, чем один из тысячи. В такой ситуации любители огня чувствуют себя практически безнаказанными. Если получится увеличить долю случаев, в которых выявлены и оштрафованы виновные в поджоге, хотя бы до нескольких процентов, говорят специалисты, ситуация изменится коренным образом.

Известно, что количество лесных пожаров резко возрастает в период майских праздников из-за безответственности граждан, разводящих костры в лесу. Как всегда, после нескольких выходных дней противопожарные службы работают в усиленном режиме. Благодаря такой чрезвычайной борьбе с огнем удалось за первую неделю мая существенно сократить количество очагов возгорания. Если на 30 апреля в стране действовало 100 пожаров, то к 7 мая их количество уменьшилось до 34. Для тушения огня пришлось привлечь более 2 тыс. человек, 417 единиц техники и 12 воздушных судов. Сейчас накатывает новая волна пожаров. В ряде регионов введен режим ЧС. Какой урок вынесут региональные власти, и как повлияет на ситуацию введение запрета на сельхозпалы, покажет время.

Евгений ГАЙВА
(Российские лесные вести, 19.05.2015)