1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Кто стоит за феноменом Греты Тунберг

Немецкое агентство задалось вопросом, что стоит за мифом Греты Тунберг и как, да и зачем он вообще создавался. Поводом для этого послужило то, что эту больную девушку (у нее синдром Аспергера – одна из форм аутизма, которая сопровождается трудностями в социальном взаимодействии. – «НГ») по-разному воспринимают различные политические силы в Европе. В силу болезни для нее характерна повышенная тревожность, и родители Греты связывают ее принципиальность и категоричность именно с этим заболеванием.

Но для широкой публики она просто мужественная девочка, которая с заражающим всех юношеским идеализмом борется за сохранение климата на нашей планете. И даже ее поездка на парусной яхте воспринимается как то, что «нежный ребенок окунается в волны Атлантики, чтобы предотвратить апокалипсис». Для левоэкологической среды в Европе, подчеркивает агентство, она бескорыстная пророчица. А для правых популистов – «экорелигиозный херувим», и ее действия всего лишь «зеленая хлопушка».

Но даже в среде почитателей девушки растет скепсис, связанный с профессиональным маркетингом ее образа. Еще в феврале левая немецкая газета Taz опубликовала статью под заголовком «Коммерческое применение Греты Тунберг: активистка как рекламная фигура». С тех пор «множатся, прежде всего в скандинавской прессе, сообщения о коммерческой подоплеке проекта, который называется «Очковтирательство Грета».

У общественности растут сомнения относительно мотивов тех, кто стоит за фигурой девочки из Швеции. В свете этих сомнений она представляется хладнокровно инсценированным продуктом маркетинговых стратегов. Газета указывает прежде всего на фирму We don't have time. Она была основана в 2017 году известным и успешным менеджером в сфере пиара и, главное, биржевым специалистом Швеции Ингмаром Рентцхогом с целью создания крупнейшей социальной сети климатических активистов. N-tv прямо пишет, что все это делается ради заработка. И именно Рентцхог придумал такой символический образ, как бескорыстная и наивная спасительница климата. На эту роль он нашел Тунберг и целенаправленно работает над ее образом.

В интервью шведской газете Svenska Dagbladet Рентцхог и не думал скрывать, что он открыл Тунберг и прорекламировал ее в социальных сетях. Коммерческой целью организованной им кампании является стремление с помощью иконы Тунберг превратить свою фирму We don't have time в платформу продвижения зеленых идей по всему миру. Его задача – ни много ни мало стать своего рода зеленым TripAdvisor.com, который, опираясь на 390 млн пользователей, проводит оценку компаний и влияет на их деятельность.

Конечно, он не забывает и Грету Тунберг. В ноябре прошлого года она вошла в правление основанного Рентцхогом зеленого фонда в качестве советника. Она даже отправилась в декабре 2018 года в польский Катовице в составе делегации, чтобы представить там его проект. Но, когда проект провалился, Тунберг вышла из состава фонда и объявила 11 февраля в Facebook, что больше не поддерживает никаких контактов с We don't have time.

Правда, не так давно Рентцхог направил письмо инвесторам следующего содержания: «18 месяцев тому назад мы начали работать над созданием социальной сети с целью привлечения инвесторов и выдвижения важнейших климатических инициатив. С этой целью мы ввели на сцену юную героиню Грету Тунберг». И далее, пишет N-tv, с обескураживающей откровенностью Рентцхог указывает, что целью всего этого предприятия является зарабатывание денег и между ней и сохранением климата нет никакого конфликта.

Заметим, что пока рано говорить, порвала ли Грета с Рентцхогом или ее имидж начали использовать новые инвесторы в климатическую политику. Ведь парусная яхта, на которой она отправилась через океан, является самой дорогой гоночной яхтой в мире с командой из Монако. А принадлежит она имеющему сомнительную репутацию миллионеру из Штутгарта, специализирующемуся на сделках с недвижимостью.

Олег Никифоров, ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

http://www.ng.ru/world/2019-08-14/7_7649_ecology.html