1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Что делать с экологической катастрофой в Норильске?

Что случилось

29 мая на территории ТЭЦ-3 в Норильске на промышленной дороге загорелся легковой автомобиль (водитель не пострадал). Вспыхнул пожар — огонь распространился на площади около 300 кв. м. Выяснилось, что поврежден резервуар с топливом и оттуда вытекает дизель. Сначала специалисты решили, что легковушка врезалась в хранилище и пробила его.

Резервуар принадлежит АО «НТЭК» — «дочке» «Норильского никеля». Позже компания признала, что машина тут ни при чем.

— Из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар, — сказали в «Норникеле».

Из емкости вылилось около 20 тыс. т дизтоплива. Оно попало в две местные реки — Амбарную и Далдыкан. Вода в них окрасилась в ядовито-красный цвет. Специалисты сразу начали работы по ликвидации последствий аварии. В Норильск отправился отряд морской спасательной службы из Мурманска.

В первую очередь нужно было локализовать разлив. В реках установили боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино, а также реку с одноименным названием и Карское море.

Питьевой водой Норильск обеспечивается из подземных скважин и реки Норильской. Глава территориального Роспотребнадзора Андрей Першин заявил, что подземные источники не загрязнены.

— Пять скважин, четыре в эксплуатации, пятая — в резерве. Скважины сто с лишним метров глубиной, — уточнил он. Першин добавил, что для исследований отобрали воду с насосной станции и контрольных точек — результаты проб оказались нормальными.

Большой объем дизеля распространился и по грунту. Начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев рассказал «Известиям», что до их приезда сотрудники НТЭК уже приняли меры по утилизации пятна, но их было недостаточно.

— Все-таки было упущено большое количество нефтепродуктов. После доставки нашего оборудования провели дальнейшую локализацию, чтобы пятно не распространялось дальше, и этих сил хватило для полной локализации. Сейчас распространение остановлено. Спасатели занимаются сбором топлива, туда привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают, — пояснил он в беседе с изданием.

По словам Горлаева, основная проблема — утилизация. В район ЧС можно проехать только на вездеходах, то есть вывезти топливо невозможно — только сжечь.

— Наши спасатели развернули там палаточный городок. Ориентировочно для устранения очага разлива понадобится 8–10 дней и до 30 дней на зачистку береговой черты. Пятно наблюдается по периметру 1 км на 150 м. Объем, по нашим данным, примерно 18 тыс. т. Изначально было заявлено 21 тыс., но обнаружено меньше.

Что дальше

Норильская прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК («Порча земли»), которое позже передали в управление СКР по Красноярскому краю и Республике Хакасия.

Компания НТЭК оповестила краевой центр об аварии не сразу, что только ухудшило ситуацию, заявил зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов.

— К сожалению, мы констатируем, что ущерб значительный. Главным образом это связано не с тем, что это огромная емкость на 30 тыс. кубометров дизельного топлива, в которой 21 тыс. 161 т и фактически всё это топливо вылилось. Прежде всего мы хотим отметить, что ущерб, на наш взгляд, был бы минимальный либо значительно меньше, если бы компания НТЭК и администрация города Норильска своевременно проинформировали краевой центр, нашу систему реагирования, а также Главное управление МЧС о произошедшей катастрофе, — сказал он.

Ущерб, по его словам, исчисляется миллиардами. Цыкалов подчеркнул, что краевая администрация будет настаивать на штрафных санкциях для компании, несмотря на то что она уже понесла серьезные убытки.

Председатель совета экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов считает, что причина аварии — в безответственности руководителей предприятия.

— Это ужасная катастрофа: объемы утечки очень большие. И если мы посмотрим на качество воды, то практически везде увидим концентрат нефтепродуктов. Это происходит постоянно, поскольку компании экономят на ремонте и обслуживании своего оборудования. Зачастую места загрязнений засыпаются песочком, и всё. Проверяющие органы приезжают, но ничего не находят — песок и песок, — сказал он.

Чем опасно

Экологи продолжают оценивать характер случившегося. Как рассказал «Известиям» директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов, разлив может представлять опасность и для человека, если токсичные вещества попадут в пищевую цепочку. Он добавил, что говорить об этом рано, потому что нет точных данных о масштабе аварии — пока основную опасность разлив представляет для окружающей среды.

— Самое важное сейчас — как можно скорее подключить специалистов, чтобы понять насколько сильно деградировала мерзлота. Это ключевой вопрос и для устранения последствий и для будущих выводов, — отметил Моргунов.

Его коллега руководитель общественной организации «Реки без границ» эколог Александр Колотов уверен, что последствия разлива топлива для хрупкой и уязвимой арктической экосистемы могут быть тяжелыми. В беседе с «Известиями» он подчеркнул, что произошла утечка не нефти, а дизеля — это гораздо хуже.

— Дизельное топливо токсичнее, чем нефть, и содержит в себе химические соединения, которые не улавливаются бонами. Часть соединений хорошо взаимодействует с водой, растворяется и просачивается через боны, — пояснил эксперт.

Он отметил, что последствия могут растянуться на несколько месяцев и более. Обеспокоенность у Колотова вызывает и другой факт: по данным его коллег из Всемирного фонда дикой природы, река Далдыкан не впервые окрашивается в неестественный цвет. Это видно по спутниковым снимкам, сказал эколог.

— Это вполне может быть признаком того, что подобные нарушения были и в прошлые годы, просто оставались по каким-то причинам незамеченными. Слава богу, что эта катастрофа произошла в таком малонаселенном месте. Это не какая-то крупная агломерация, а удаленная северная территория. Я, конечно, не сторонник громких фраз, но в данном конкретном случае мы имеем дело с очень большим инцидентом. Как минимум, чтобы обеспечить ему надлежащее внимание, я считаю допустимым называть его экологической катастрофой, — заключил Колотов.

Эколог Андрей Фролов пояснил «Известиям», что топливо, которое не удастся собрать при ликвидации разлива, в условиях вечной мерзлоты не разлагается, поэтому разливы остаются намного дольше.

— Весной и летом, когда это всё (мерзлота. — Ред.) начинает таять и выпадают осадки, оно начинает течь. Локализовать гораздо сложнее, происходит перетекание этого мазутного пятна в ближайшие речки, — сказал он.

Фролов отметил, что если бы разлив произошел в средней полосе, то нефть разложилась бы за 3–4 года, поскольку это природный продукт, поэтому катастрофических последствий может не быть.

Для ликвидации инцидента в Норильске создана межмуниципальная рабочая группа. Сейчас главная задача — не допустить распространения дизельного пятна, особенно по воде. Данных для оценки масштаба случившегося еще мало — специалистам пока трудно сказать, во что выльется авария в ближайшее время и в долгосрочной перспективе.

Айгуль Хабибуллина, Светлана Казанцева

https://iz.ru/1018811/aigul-khabibullina-svetlana-kazantceva/bagrovye-reki-k-chemu-privedet-razliv-20-tys-tonn-dizelia-v-norilske

 

ВЛАСТИ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ДЕЛАТЬ С РАЗЛИВОМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В НОРИЛЬСКЕ, УГРОЖАЮЩИМ АРКТИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФОЙ

Владимир Путин созвал экстренное совещание, но все, что смогли предложить ему министры - это собрать комиссию, привлечь военных и посоветоваться с нефтяниками. Особенно президента возмутило, что о ЧС стало известно из соцсетей и с большим опозданием. "У вас там все в порядке со здоровьем?" - кричал Путин по видеосвязи на главу компании "Норникеля", допустившей утечку. Впрочем, тот своей вины не признал и фактически обвинил во лжи главу МЧС Евгения Зиничева.

Грандиозная разборка в прямом эфире с участием президента оказалась делом совершенно неожиданным. Дмитрий Песков никакого совещания о ситуации в Норильске в связи с разливом нефтепродуктов заранее не анонсировал. Его проведение стало личной инициативой Владимира Путина.

Сначала глава государства заслушал доклады главы МЧС Евгения Зиничева и губернатора Красноярского края Александра Усса. Оба они сообщили, что узнали об аварии (из-за проседания свай произошла разгерметизация резервуара и топливо попало в реки - "МК") только 31 мая, хотя на самом деле утечка произошла на два дня раньше. "Истинная картина прояснилась только после информации в соцсетях", - уточнил губернатор.

По информации побывавшей на месте проишествия главы Росприроднадзора Светланы Родионовой, на грунт из лопнувшего резервуара попало 6 тыс тонн нефтепродуктов, в воду - 15 тыс.тонн. Толщина нефтяной пленки составляет 20 см, концентрация вредных веществ в воде превышает предельно допустимые значения в "десятки тысяч раз".

По словам Усса, сейчас на месте аварии работают 300 человек: они откачивают нефтепродукты из воды при помощи помп и складируют их на грунт. Но что делать дальше в руководстве края не представляют: река - не судоходная, зона - недоступная. Это арктическая тундра. "Основной вариант - сжигание, но опыта нет. Я не могу обещать, что это пройдет успешно", - развел руками губернатор.

"И что делать-то? - раздраженно поинтересовался Путин, - Вы же губернатор! А кто собственник?" И, услышав, что это дочерняя компания "Норникеля", направил свой гнев на ее директора Сергея Липина, понуро сидевшего рядом с Родионовой.

"Почему органы власти узнали только через два дня? Мы о ЧС будем узнавать из соцсетей что ли? - бушевал Путин, - У вас там все в порядке со здоровьем?"

Однако Липин легко не сдался. И пробурчал, что в "соответствии с планом ликвидации были произведены необходимые оповещения", "информация была передана", причем 29 мая. "Передана? Ну хорошо", - Путин даже побледнел, как это обычно у него происходит в особо критических случаях, - Мне придется попросить правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция".

Впрочем, если с г-ном Липиным все более менее ясно (тут меркнет даже инцидент с "товарищем Билаловым", который после устроенного Путиным разноса уехал из страны и стал фигурантом уголовного дела), то что делать с нефтепродуктами - действительно, не понятно.

Опрос чиновников, проведенный Путиным в прямом эфире, показал, что во этом вопросе пока наблюдается полная растерянность. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин подтвердил, что ситуация очень тяжелая, и сжигать такие объемы топлива в арктической зоне он бы не рискнул: возможно, стоит подключить военных. Глава Минэнерго Александр Новак пообещал посоветоваться с нефтяниками, которые "могли сталкиваться с такой ситуацией". Министр транспорта Евгений Дитрих сообщил, что готов увеличить вывоз откачанных нефтепродуктов, но что с ними делать, он не знает.

Глава Ростехнадзора Алексей Ферапонтов пообещал "минимизировать риски возникновения таких ситуаций в дальнейшем". Вся надежда была на главу МЧС Евгения Зиничева, но и у него готового решения пока нет. Но к пятнице обязательно появится, заверил министр.

А пока Путин объявил в Норильске режим ЧС федерального уровня и в Норильске задержали задержали начальника цеха ТЭЦ-3, где произошла утечка.

https://www.mk.ru/politics/2020/06/03/putin-poblednel-ot-gneva-i-krichal-pro-chp-v-norilske.html


КАТАСТРОФУ В НОРИЛЬСКЕ ХОТЯТ СПИСАТЬ НА ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

В Норильске объявлен режим ЧС федерального уровня из-за экологической катастрофы: в результате разгерметизации огромной цистерны местной ТЭЦ в две местных реки попало 20 тысяч тонн дизтоплива. Компания-владелец емкости для топлива считает, что причиной произошедшего стало таяние вечной мерзлоты из-за глобального потепления. Впрочем, некоторые экологи считают, что изменение климата тут ни при чем.

В среду президент Владимир Путин объявил режим чрезвычайной ситуации федерального уровня в Норильске, где произошел масштабный разлив нефтепродуктов. Глава государства принял такое решение во время экстренного совещания по видеосвязи с губернатором Красноярского края Александром Уссом и главой МЧС Евгением Зиничевым, который после совещания срочно вылетел в Норильск.

Путин подверг резкой критике Усса за слабую осведомленность о событиях в собственном крае. Губернатор признался, что узнал о происшествии из соцсетей. «Что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы чего, все будем узнавать из социальных сетей что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» – возмутился Путин, обращаясь к Сергею Липину, главе Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в «Норникель»), которая является собственником разгерметизировавшейся емкости.

Президент также выразил удивление после доклада губернатора, который сказал, что не берется предсказать, в какой срок будут ликвидированы последствия аварии: «Что значит «доклад закончен»? Что доклад-то? И закончил. А что делать-то? Вы же губернатор».

Напомним, разгерметизация резервуара с «дизелем» на территории ТЭЦ-3 НТЭК произошла еще в пятницу, однако прессе стало об этом известно лишь в понедельник. При этом на территории ТЭЦ вспыхнул пожар. Станция работает на природном газе, дизтопливо используется как резервный источник. Она обеспечивает теплом и электричеством Норильск и ближайшие города.

Видеозапись начала аварии опубликовал Telegram-канал Baza. На ней видно, как «дизель» хлещет на землю из поврежденной цистерны. «Чистая соляра!» – говорит голос за кадром.

Зиничев объявил на совещании, что сотрудники компании в течение двух дней после инцидента пытались самостоятельно ликвидировать аварию и не сообщали о происшествии МЧС, пишет ТАСС. По этому поводу между ним и руководством «Норникеля» возник заочный спор – в компании уверяют, что сообщили сразу. Руководитель дочерней компании «Норникеля» Сергей Липин на совещании доложил, что разгерметизация произошла 29 мая в 12:55, в баке хранилось более 21 тыс. тонн и после аварии «произведены в соответствии с планом ликвидации необходимые оповещения».

Проверить, кто прав, президент поручил силовикам. «Мне придется попросить соответствующие контролирующие и правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция всех, кто должен в соответствии с инструкциями действовать, как полагается», – сказал он на совещании.

Тем временем топливо уже попало в реку Амбарную, озеро и реку Пясино, которая впадает в Карское море. Экологи опасаются, что под угрозой загрязнения также река Далдыкан, которая тоже впадает в море. Правда, в Норильск уже прибыл и развернул работу отряд морской спасательной службы из Мурманска, выставив несколько линий боновых заграждений поперек Амбарной.

По данным прокуратуры, только на дорогу к ТЭЦ-3 вылилось 17 тысяч тонн дизтоплива, а всего разлилось около 20 тысяч. Уже задержан начальник цеха ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин, который пока отказался от дачи показаний.

Версий о причинах катастрофы сразу возникло две. Вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко предположил, что ЧП произошло из-за таяния вечной мерзлоты. Его поддержала часть экологов. Например, такой точки зрения придерживаются директор НИИ проблем экологии Ольга Плямина и член правления Экологического фонда Сибирского федерального университета Николай Доронин. Эколог отметил, что почвы в результате потепления проседают не только в Норильске, но и в других северных городах.

Избранный от Норильска депутат Госдумы, единоросс Раиса Кармазина также считает причиной аварии на ТЭЦ-3 глобальное потепление. «Климат стал теплее. Происходит оттаивание грунтов. Нагрузка, видимо, и стала причиной повреждения свай, цистерна как-то перекосилась. Мы завозим много топлива, у нас все с резервом. Думаю, «Норникель» предпримет все меры что нужно. Он будет пытаться сделать, чтобы локализовать, и чтобы как можно меньше топлива попало в нашу экосистему», – сказала Кармазина газете ВЗГЛЯД.

Однако другие экологи склонны винить работников самой ТЭЦ, то есть заурядный человеческий фактор. «Таяние вечной мерзлоты – естественный процесс, который происходит очень медленно.

Так называемый сезонно талый слой протаивает каждую весну в среднем на метр, а потом зимой промерзает. Вся остальная мерзлота стабильна.

Реальные подвижки грунта возникают там, где нарушаются технологии строительства на вечномерзлых грунтах. Значит, какие-то нарушения были при эксплуатации этого объекта», – сказал газете ВЗГЛЯД координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF Алексей Книжников.

Эксперт напомнил, что резервуары с горючими веществами по всем нормативам должны быть окружены специальным валом. «Такая обваловка предотвращает попадание разлива в окружающую среду, какой бы ни была причина поломки цистерны, вплоть до попадания в нее ракеты. Здесь мы видим, что вся эта колоссальная масса жидкости хлынула фактически в ручей. Поэтому тут вопрос к проектировщикам и эксплуатантам», – считает Книжников.

По оценке главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, также прибывшей в Норильск, ущерб от разлива может исчисляться десятками миллиардов рублей и будет зависеть от оперативности действий спасателей. По ее словам, ликвидация последствий ЧП может занять несколько недель, а пока предельно допустимая концентрация вредных веществ на водных объектах Норильска превышена в десятки тысяч раз. В Greenpeace назвали аварию одной из самых масштабных в истории Арктики, сравнив ее с гибелью танкера «Эксон Валдиз» в 1989 году у берегов Аляски.

К счастью, как отмечает Книжников, не все топливо попало в реку. «Часть его осталась в грунте и еще может быть собрано. Так что сейчас – самое ответственное время. Надо как можно больше собрать, чтобы предотвратить масштабное отравление этой несчастной речки. Конечно, часть дизтоплива все равно просачивается под бонами, идет к озеру Пясино – и там уже есть пятна. Но пока озеро не так уж сильно загрязнено», – говорит эксперт.

Книжников предрекает, что «очень небольшая» часть топлива растворится в воде. «Но это как раз самые опасные, канцерогенные вещества из состава топлива.

Это главная проблема. Они будут еще долго отравлять живущие в воде организмы.

Но все остальное, что спасатели не соберут в течение 10 дней, как мы предполагаем, будет постепенно испаряться, поскольку это довольно легкая нефть, не сырая», – отмечает эксперт.

Пока неясно, куда девать собранное топливо. Часть экспертов опасается, что его придется попросту сжечь. По Telegram-каналам, кстати, распространяется видео, на котором мужчина зачерпывает воду из Амбарной, а затем поджигает смесь. Но как сжечь такое огромное количество «дизеля» – никто не знает. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин уже выступил категорически против, поскольку такой колоссальный пожар также превратится в экологическую катастрофу, только уже не в воде, а в воздухе.

Андрей Резчиков, Анастасия Куликова

https://vz.ru/incidents/2020/6/4/1043001.html


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ АВАРИИ В НОРИЛЬСКЕ ИСЧИСЛЯЕТСЯ МИЛЛИАРДАМИ РУБЛЕЙ

По расчётам Гринпис, экологический ущерб только водным объектам на Таймыре может превышать 6 млрд рублей, и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Прокуратура усматривает в произошедшем признаки уголовного преступления.

В распоряжении российского отделения Гринпис оказалось решение прокуратуры Норильска. Из него следует, что масштабный разлив топлива привел к отравлению почвенного покрова, что подпадает под действие ч. 1 статьи 254 УК. Статья в том числе предполагает наказание исправительными работами на срок до двух лет.

Сегодня президент России согласился ввести режим чрезвычайной ситуации федерального уровня из-за разлива нефтепродуктов в Норильске. Это произошло после проверки главы Росприроднадзора на месте катастрофы. По словам главы Росприроднадзора, норильская река загрязнена в десятки тысяч раз выше нормы, вода загрязнена на 20 км, толщина слоя нефтепродуктов — до 20 см. Речь может идти о серьезных последствиях для компании-виновника аварии — ПАО ГМК «Норильский никель»

«По оценке главы Росприроднадзора, в реки попало 15 тысяч тонн дизельного топлива. Если применять методику Минприроды по оценке экологического вреда водным объектам, ущерб может составить более 6 млрд рублей. И это без учета повышающих коэффициентов, — комментирует Владимир Чупров, проектный директор российского Greenpeace. — С помощью установленных боновых заграждений удастся собрать только незначительную часть загрязнения, поэтому можно утверждать, что почти всё дизельное топливо останется в окружающей среде».

С учетом значительной суммы и сложившейся практики ухода от ответственности за загрязнение нефтью и нефтепродуктами, есть риск, что Норникель может избежать полной финансовой ответственности. Для этого есть все основания. Так, в 2018 году аварийный объект прошел проверку Ростехнадзора. Есть риск, что экологический вред не будет компенсирован полностью, так как по существующему законодательству в компенсацию ущерба может входить стоимость работ по уборке нефтепродуктов, и в этом случае важно, не сколько опасных веществ останется в природе, а сколько компания потратит на уборку.

«Хотелось бы также получить от компетентных органов опровержение информации о том, что глава Росприроднадзора пользовалась самолетом Норникеля. Иначе это очень похоже на попытку повлиять на главу природоохранного контрольного ведомства страны в преддверии тщательного разбора аварии, которое неизбежно исходя из её масштабов. Это крайне болезненная ситуация, которая требует ясности», — сказал директор по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России Иван Блоков.

https://greenpeace.ru/news/2020/06/03/25629/